Морская душа
Порт Сингапур. На причале у парадного трапа судна-сухогруза «Капитан Кисса» остановился местный докер.
- Мистер, - обращается он к вахтенному матросу, чьё имя на борту вашего теплохода? У нас, англичан, океанским судам присваивается, зачастую, имя особе королевских кровей...
Преодолевая крутую встречную волну жестокого шторма, пароход «Возрождение», скрипя от ветхости корабельным набором, натруженно шёл курсом из Бердянска на Одессу. Высоченные волны беспрепятственно гуляли по судну, стремясь довершить свою «пиратскую» работёнку. С палубы уже смыло часть груза - связки труб, ящики, бочки, лесные пакеты.
- Да, - бормотал в пушистые седые усы капитан, состарившийся вместе со своим бедолагой - пароходом, - видать, Арсений Фомич, это будет твой последний прижизненный рейс.
В эту кошмарную черноморскую круговерть в рулевую рубку вваливается промокший до нитки взволнованный матрос. Скаля в широкой улыбке весь набор зубов, морячок обращается к кормчему:
- Товарищ капитан, на пароходе объявился безбилетный пассажир! Арсений Фомич потянул брови на лоб, мозг пронзила тревожная
мысль: «Всё, кажется у матроса «крыша поехала»!
- Закрой рот, дурак! Что за шуточки, не видишь, что вокруг творится! Может скоро вместе с тобой пойдём на донышко морское на радость рыбам и крабам.
- Точно говорю, товарищ капитан, - продолжает скалиться молодой моряк, - на борту у нас безбилетный пассажир...
Так, в 1908 году в одно и то же время случились два знаменательных события. В Петербурге вышла в свет брошюра «Право женщин на море», написанная сыном азовского рыбака, воспитанником ростовской мореходки Георгием Седовым, а на выходе из Керченского пролива на борту п/х «Возрождение» родилась Наташа Кисса, будущий прославленный капитан Азовья...
В свои девятнадцать лет оставшись без отца, кормилицей многодетной семьи, Наташа Кисса работала на судоремонтном заводе. Но девушку манила настоящая морская жизнь. Вскоре Наташа уже трудится юнгой на паруснике «Желанный», затем матросом на мариупольском буксире «Рекорд». С этого же утлого судёнышка направил экипаж Наташу в ростовскую мореходку.
Первая её плавпрактика проходит на парусной баркентине «Вега», в вахте старпома Н. А. Лунина, будущего подводника, грозы фашистского флота на северных морях.
Закончив мореходку, Кисса штурманит на рудовозе «Анатолий Серов». На нём же второй помощник капитана Наталья Кисса встретила и войну...
В двух городах - героях, Севастополе и Одессе, установлены памятные доски. Золотом букв высечены на них наименования частей, боевых и транспортных кораблей, героически защищавших в годы войны эти города. Среди них - рудовоз «Анатолий Серов».
Специальный корреспондент «Красной Звезды» Константин Симонов так описывает один эпизод огненного рейса. Писатель возвращался из Феодосии в Новороссийск с группой фронтовых журналистов:
«... Бомбёжка продолжалась. По своему обыкновению, решил переспать неприятные минуты. Проснулся я от удара. Меня швырнуло с дивана и маху ударило об стенку, а потом об стол. Я поднялся, дверь каюты была раскрыта настежь - все уже выбежали. Оказалось, что большая бомба упала недалеко от парохода, вызвала детонацию, взорвались снаряды, и пароход здорово тряхнуло.
Как потом выяснилось, этот взрыв образовал трещину в корпусе и наш рудовоз еле-еле дополз до Новороссийска... И когда, позже я прочёл Указ о награждении моряков торгового флота, вспомнил ребят с «Серова» и порадовался за них».
Закончилась война. Штурман Кисса вернулась к мирным транспортным перевозкам, работала на судах Азовского морского пароходства. Вскоре она стала капитаном, трудилась так же самоотверженно, как и воевала.
Наталья Николаевна была награждена в годы войны знаком «Почётный работник Морского флота», а в мирные годы капитан морских судов Кисса стала кавалером орденов Трудового Красного знамени и «Знак Почёта», в 1960 году отмечена высокой наградой Родины - званием Героя Социалистического Труда.
Вот, что писала Наталия Кисса в свою родную мореходку: «Я плаваю на теплоходе «Пионер». Через год мне можно идти на пенсию - исполнится 55 лет, но не знаю, уйду ли? Трудно расставаться со специальностью, которую любишь, а я её люблю, несмотря на все трудности морской жизни». Нет, не покинула тогда Наталья Николаевна свой пост капитана. Ещё многие годы отдала она служению морю, морской профессии.
Валентин Алекумов
Зав. музеем истории РМК им. Г. Я. Седова.
|