Уважаемые читатели! Дорогие друзья!

   Итак, нашей газете 75 лет. Из них более 30 я с ней. Благодарна "Речнику Дона" за множество встреч с интересными людьми. Журналисты бассейновой "всеядны": у нас нет чёткого разделения на отделы, направления и линии для каждого. Сегодня беседа с капитаном, завтра с матросом, а потом с врачом, судоремонтником, юристом. Людьми разных специальностей, возрастов, взглядов. В каюте, на причале, у станка, в кабинете. Но наш "Речник" не многотиражка, а бассейновая газета. И тут у неё преимущества даже перед городскими и областными газетами. Можно поехать в другие порты, куда приходят из рейсов наши суда. Или подняться на борт теплохода и отправиться с экипажем в рейс. Какая ещё газета в городе может позволить себе такое: её сотрудник начинает свой рабочий день на борту судна, идущего по Средиземному морю!

Но, конечно, не это главное в работе журналистов речной газеты. Многие проблемы флота хорошо видны и с берега. О многих пишут те, кто работает на флоте. И мы рады, когда они обращаются к нам с серьёзными, глубокими, умными статьями.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Сегодня мировой финансово-экономический спад диктует свои законы. Вновь вспоминается популярное в конце прошлого века словосочетание "кризис неплатежей", в том числе и взносов на издание газеты от компаний-соучредителей. Некоторые из них вышли из состава соучредителей по объективным причинам - закрыто ЗАО "Красный Дон", некоторые без объективных причин - ОАО "Азовский морской порт". А некоторые учредители (не будем называть их имён, всё же страницы этого буклета - это страницы живой истории), ссылаясь на субъективные причины, перестали поддерживать свою газету материально. И накануне 75-летия вновь встал вопрос - быть газете или не быть.

Председатель редакционного Совета, ныне глава администрации Пролетарского района Ростова-на-Дону, где больше всего работает и живёт речников и моряков Дона, Александр Васильевич Огарёв, обратился к речникам и морякам Азово-Донского бассейна, нашим читателям: ""Речник Дона" должен жить. Потому что это издание не коммерческое, не корпоративное, а общественное, идёт от народа и выходит для народа и не может обойтись без посильной поддержки героев своих публикаций - тружеников реки, моря и берега, точнее - фирм и организаций, в которых они работают. Давайте поддержим "Речник Дона" в год его 75-летия!"

И что бы вы думали?! Как водится, хорошая инициатива в русском народе всегда идёт снизу: с миру по нитке. Первыми откликнулись трудовые коллективы гидроузлов НДРГС и Азово-Донского ГБУВПиС, перечислив дневной заработок на счёт редакции. Это поддержало газету. Она продолжает свою жизнь. Примите нашу сердечную благодарность все, кто откликнулся на наше обращение, за отзывчивость и внимание к газете, за хорошее отношение и участие в её судьбе. Мы верили в то, что обратная связь с героями наших публикаций проявится на деле. Спасибо!

Жизнь продолжается. И я очень бы хотела, чтобы летопись жизни моряков и речников, путейцев Азово-Донского бассейна по-прежнему писала газета своя, речная. У неё - газеты, - будем надеяться, всё впереди. "Речнику Дона" всего 75 лет!

Алла ЗЕМЛЯНОВА,

главный редактор "Речника Дона" с 1986 года

Перелистайте страницы буклета, который держите в руках, и убедитесь: одна из старейших водных газет России развивается вместе с рекой, идёт в ногу со временем!

Постоянные наши читатели помнят бывшие юбилейные выпуски "Речника Дона", в которых вкратце описывались "этапы большого пути" газеты. Но, поскольку читательская аудитория ширится, мы ещё раз возвращаемся к её истории.

Надеемся, что этот специальный выпуск будет интересен всем, кто любит "Речник", ведь сегодня мы предоставляем редкую возможность увидеть, как менялась газета с каждым новым десятилетием. Сегодня вы не просто листаете буклет - вы листаете страницы истории!

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

14 июня 1923 года газета "Трудовой Дон" (ныне "Молот") сообщила своим читателям: "При ячейке завода "Красный Дон" Доно-Кубанского госречпароходства издаётся газета "Красный штурвал", освещающая жизнь работников правления завода и подвижного состава...".

Так возникла первая в Ростове многотиражная, отпечатанная в типографии газета. "Красный штурвал" распространялась на всех предприятиях ростовского водного узла и на судах. На смену "Красному штурвалу" в июне 1929 года пришла объединённая газета речников и моряков "Полундра", тираж которой был 1,5 тысячи экземпляров. Она просуществовала до июля 1934 года. Освещала "Полундра" жизнь речников Дона и Кубани и моряков Азовского моря. Основным её содержанием были статьи и заметки о ходе навигации и выполнении плана перевозок, о судоремонте и судостроении, ходе соревнования на судах и в коллективах.

Решением Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) и Азово-Доно-Кубанского баскомфлота газета "Полундра" была реорганизована в две самостоятельные газеты.

С 5 июля 1934 года речники Дона и Кубани стали получать вместо "Полундры" свою бассейновую газету "Доно-Кубанский водник", а моряки Азовского моря продолжали читать "Полундру". Правда, недолго. В конце июля 1934 года она была переименована в "Большевик Азморя", а в сентябре 1939 года - в "Морскую газету", просуществовавшую до августа 1953 года.

Речники Дона и Кубани рады были своей газете. На первой странице первого номера "Доно-Кубанского водника" была опубликована специальная подборка писем, в которых коллективы рабочих обещали ей активную помощь и поддержку.

Год рождения - 1934-й

Фамилия, имя, отчество. "Речник Дона" - бассейновая газета речников, моряков и путейцев Дона, Кубани и Азово-Волго-Донского бассейна.

Год, число и месяц рождения. 1934-й, 5 июля.

Место рождения. Ростов-на-Дону.

Национальность. Газету читали и читают в четырёх областях и Краснодарском крае, за границей, где бывают донские суда.

Социальное происхождение. Рабочая.

Образование. Разнообразное. В штате редакции трудились раньше и работают сейчас сотрудники со специальным журналистским образованием, а также литераторы, историки, полиграфисты, инженеры, судоводители, механики, матросы.

Род занятий. Публикуются заметки, репортажи, статьи, очерки о жизни речников и моряков Азово-Волго-Донского бассейна и Кубани, об их успехах и нерешённых проблемах, о людях дела, о быте и отдыхе моряков и речников.

Есть ли родственники за границей. Да. Теплоходы смешанного река-море плавания бороздят воды Средиземноморья, бывают в портах Турции, Греции, Испании, Италии, Франции, Швеции, Финляндии...

Какие имеете награды. Награждена орденским знаком адмирала Нахимова, неоднократно награждалась почётными грамотами Министерства речного флота РФ и Министерства транспорта России, становилась победителем и призёром в журналистских и министерских конкурсах. Но главная награда - признательность наших читателей.

Имеете ли взыскания. Бывают, потому что читатель хоть и любящий, но взыскательный.

Отношение к воинской обязанности. В годы Великой Отечественной войны не переставала выходить. Рассказывала о фронтовых подвигах моряков и речников Дона, Кубани, Азовского моря, о защитниках Сталинграда. Трое журналистов газеты погибли в годы Великой Отечественной войны: Рафаил Астриев, Николай Емельянов (редактор газеты), Лев Осиновский (редактор газеты).

Домашний адрес. От Азовского моря до Волги и Кубани.

Приходилось ли менять своё имя. Да. В разные годы называлась по-разному. Начинала выходить как "Полундра". С 1934 года называлась "Доно-Кубанский водник", "Доно-Кубанский большевик", "Доно-Кубанский речник", "Речник Дона", "Волга-Дон". С июня 1964 года на первой странице газеты вы постоянно видите "Речник Дона".

ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ...

Давайте перелистаем вместе с вами, дорогой читатель, несколько номеров далёких уже 30-х годов...

В одном из них в статье под заголовком "Сплачиваем рабкоровский актив" говорилось: "Коллектив рабочих и служащих Азовской пристани шлёт горячий привет рабочей газете. Мы твёрдо уверены, что новая газета с помощью всех рабочих и служащих Дона и Кубани справится с возложенными на неё задачами, явится мощным орудием в деле перестройки водного транспорта. По поручению коллектива пристани, Литвинчук".

Напутствуя свою газету, начальник управления пароходства А.Н. Дианов писал: "Приветствуя выпуск первого номера речной газеты "Доно-Кубанский водник", желаю полного успеха в работе редакции и всех рабочих корреспондентов в деле большевистского освещения всех сторон работы пароходства, вскрытия всех неполадок, одновременно показывая на страницах газеты лучших людей водного транспорта и бассейна".

Продолжим наше путешествие по пожелтевшим страницам первого номера. В центре внимания газеты - подготовка к осенним хлебоперевозкам, к предстоящему зимнему судоремонту и повышению темпов нового судостроения.

На 4-й странице под рубрикой "Навстречу осенним хлебоперевозкам" грузчик Ростовской пристани Перковец призывает всех грузчиков Дона и Кубани хорошо подготовить свою пристань к хлебным перевозкам. Здесь же от имени бригады выступают бригадир Крючкин и профорг Куриков из бригады грузчиков №5 Ростовской речпристани: "Присоединяемся к вызову и включаемся в борьбу с потерями зерна!".

Подписал первый номер "Доно-Кубанского водника" редактор А. Комиссаров.

Центральным материалом второго номера был "Шире борьбу за привлечение грузов и пассажиров на воду!".

И так из номера в номер газета сообщает читателям что-то новое, обогащает их свежей информацией, помогает воспитывать широкие массы, даёт пищу для раздумий, борется за укрепление и развитие хозяйства бассейна.

Уже с августа 1934 года "Доно-Кубанский водник" организует на заводе "Красный Дон" выездную редакцию "для оказания практической помощи в подготовке к судоремонту, постройке и ремонте хлебного тоннажа", и почти в каждом номере затем можно было прочитать короткие сообщения с мест.

Решать все эти вопросы невозможно было бы без помощи широкого авторского актива. Авторский актив газеты - это сотни людей самых различных профессий и возрастов. Ещё и сейчас к нам приходят в газету те, кто приносил свои заметки в "Доно-Кубанский речник", в "Волга-Дон".

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

С 20 марта 1936 года по 4 апреля 1944 года бассейновая газета носит название "Доно-Кубанский большевик".

В первые дни Великой Отечественной войны большинство сотрудников и рабочих корреспондентов газеты взяли в руки боевое оружие. Навечно в истории имена Рафаила Астриева, Николая Емельянова, Льва Осиновского. Мы преклоняем головы сегодня, вспоминая их.

Бассейновая газета не прекращала выходить в дни войны.

Во время временной оккупации Ростовской области издавался бюллетень выездной редакции на Среднем Дону, в Калаче.

В 1943 году "Доно-Кубанский большевик" возобновил своё издание. Газета выходила на двух страницах два раза в неделю. Можно предполагать, какие трудности встретились работникам редакции в разрушенном городе. Но газета была нужна. И в прифронтовых условиях она являлась главным источником информации речников. Основная рубрика в ту пору: "Всё для фронта, всё для Победы!". Вот отдельные заголовки газеты в 1943-44 гг.: "Героические рейсы "Коммунара"", "Девушки котельщицы", "Вызов днепровцев принят" (в те времена постоянным партнёром по соцсоревнованию было Днепровское речное пароходство), "Проведём месячник по оказанию помощи семьям фронтовиков", "За короткие сроки восстановления", "Не останемся в долгу перед Красной Армией".

В ОБЩЕМ СТРОЮ

С 4 апреля 1944 года (№1220) газета стала называться "Доно-Кубанский речник". В номере от 13 мая 1944 года сообщается, что речники Дона и Кубани подписались на Государственный заём на сумму 2728819 рублей при фонде зарплаты 2717637 рублей. Считался каждый рубль военного займа, многие передовики производства и работники плавсостава отдавали до двух окладов.

В дальнейшем очень много внимания уделялось первой послевоенной пятилетке, выборам в Верховный Совет СССР. В праздничных номерах обязательно публиковался портрет Сталина. Газета отражала своё время, сложное и противоречивое.

И вот пришла, наконец, долгожданная победа. Радостный день 9 мая 1945 года. А затем - трудная работа по восстановлению разбитого войной водного транспорта. День за днём и год за годом встают из корреспонденций, очерков, репортажей, заметок. Всё идёт и идёт некончающийся рассказ о замечательных днях и планах речников Дона, о людях - творцах нового. И в то же время - рассказ о самой газете, её роли, её месте в общем строю...

Первые послевоенные годы. Страна, освоив довоенный уровень производства, брала в развитии экономики новый разгон. Началось строительство Волго-Донского судоходного канала. Биографию этой грандиозной стройки можно писать по страницам "Доно-Кубанского речника", "Речника Дона", "Волга-Дона".

В начале пятидесятых годов замелькали такие заголовки: "Больше грузов Волго-Дону", "Грузам Волго-Дона - зелёную улицу", "Подготовимся к эксплуатации Волго-Донского канала". Наша газета сообщила, что 15 января 1952 года началось наполнение Цимлянского водохранилища.

В ЭТИ ДНИ НА ВОЛГО-ДОНЕ

С 13 июня 1952 года, то есть с №2317, газета стала называться "Волга-Дон", и уже как орган Волго-Донского, а не Донского пароходства. В одной из корреспонденций отмечено, что с 1950 года по 1 июня 1952 года на строительство Цимлянской ГЭС "перевезено свыше 1300 тысяч тонн строительных материалов: камня, гравия, кирпича".

Вторым лейтмотивом этих лет были статьи и заметки о зарождавшемся в бассейне методе толкания. Отмечался опыт капитанов А. Игнатенко, П. Ляшенко, П. Кружилина, которые теплоходами типа "БТ-150" успешно водили вниз составы грузоподъёмностью в 1000 и более тонн, хотя ни суда, ни баржи к этому не были приспособлены.

В одном из номеров "Волга-Дона" опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1954 года, которым за долголетнюю и безупречную работу на водном транспорте были награждены орденами Ленина 22 работника пароходства, орденами Трудового Красного Знамени - 26 человек, медалями "За трудовую доблесть" и "За трудовое отличие" - 66 человек. Наверное, можно было бы занести в книгу рекордов Гиннеса тот факт, что в небольшом экипаже парохода "Фанагория" одновременно работали четыре кавалера ордена Ленина (капитан, помощник механика, боцман и кочегар).

Не было такого участка, где бы не побывали корреспонденты бассейновой газеты. Сообщения, очерки, репортажи, короткие заметки со строительных площадок Волго-Дона публиковались почти в каждом номере в подборках "В эти дни на Волго-Доне".

С 1 января 1963 года газета "Волга-Дон" закрылась, к большому сожалению всех речников.

СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ

Под современным названием "Речник Дона" возобновил свой выпуск в июне 1964 года.

Славные традиции, родившиеся с первого номера речной газеты, живы и сейчас. Опираясь на авторский актив, газета вот уже 75 лет пишет историю речников и моряков Дона.

За 75 лет существования газеты вышло в свет более 7000 номеров. И все они делались тёплыми руками увлечённых, по-настоящему влюблённых в своё дело людей. Отдадим им дань уважения. Назовём лишь некоторых из них: редакторы "Доно-Кубанского водника" А. Комиссаров, "Доно-Кубанского большевика" Н. Шур, М. Морозов, Н. Емельянов, Л. Осиновский, "Доно-Кубанского речника" Е. Гордеев, "Волга-Дона" А. Розов, Л. Обухов, "Речника Дона" П. Мищуков, Л. Будкин, А. Землянова.

АВТОРСКИЙ АКТИВ

И здесь я снова возвращаюсь к помощи авторского актива, - это та нить, которая постоянно связывает газету с жизнью, помогает ей стать трибуной мнений. У нас были и есть постоянные авторы, которые быстро, оперативно откликаются на события дня. Нашими постоянными корреспондентами многие годы были: капитан-механик крупнотоннажных судов, старший государственный инспектор судоходной инспекции Доно-Кубанского бассейна Борис Алексеевич Близгарёв; выпускник ремесленного училища №11 речного флота, член Союза писателей Анатолий Иванович Гриценко; член Союза журналистов России Николай Афанасьевич Макотченко. Ветераны речного флота: бывший преподаватель Ростовского речного училища и первый помощник капитана судов загранплавания Николай Изосимович Свинин; бывший преподаватель морского колледжа и первый помощник капитана судов загранплавания, ныне инженер отдела кадров ЗАО "РИФ" Анатолий Николаевич Пыхтяр; механизатор Ростовского порта Николай Григорьевич Солнцев; работник Ростов ского порта Борис Андрееви ч Плескачёв; ветер

ан флота, электромеханик судов загранплавания Василий Егорович Зинченко. Нынешние наши помощники: заместитель руководителя Азово-Донского ГБУВПиС Александр Викторович Борщ; главный специалист, заместитель начальника службы Юрий Николаевич Кустарёв; главный специалист по ГО и ЧС Вячеслав Васильевич Алданов; главный государственный инспектор отдела надзора за мореплаванием, судоходством и ГТС Южного УГМРН Андрей Владимирович Паршин; редактор сайта "Новости флота" Сергей Антонович Ничипорюк; заместитель исполнительного директора НП "Водный транспорт Дона" Лидия Филипповна Шестопалова; преподаватель Ростовского филиала МГАВТа Елена Васильевна Михеева; начальник службы пути Азово-Донского ГБУВПиС Олег Дмитриевич Харахаш; лоцман 1-го класса Азово-Донского ГБУВПиС Анатолий Николаевич Ерёменко и другие.

"Речник Дона" взрослел, испытывая те же трудности, что выпали на долю России. Если в 80-х тираж газеты был более 5 тыс. экз., а спрос превышал возможности редакции (сказывался дефицит газетной бумаги), письма читателей приносили "мешками", то в начале 90-х, когда в государстве рушились экономические устои, распалось "на мелкие княжества" Волго-Донское пароходство, которое было учредителем газеты, тираж упал с 5 тыс. до 1 тыс., речная газета стала выходить сначала один раз в неделю, потом раз в две недели. Более того, стал вопрос о закрытии "Речника Дона".

НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Редактор обратилась к Александру Васильевичу Огарёву, возглавившему тогда только что созданное Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. И вместе они обратились к речникам: может быть, они поддержат свою газету. На просьбу откликнулись: Валерий Алексеевич Морин, генеральный директор ЗАО "РИФ", Виктор Гаврилович Мартыненко, генеральный директор ОАО РСЗ "Прибой", Леонид Семёнович Радченко, генеральный директор ОАО "Моряк", Василий Филиппович Хейло, генеральный директор ООО "Лев", Александр Александрович Макаров, генеральный директор СК "Вояж", Александр Васильевич Лосев, генеральный директор ОАО "Волго-Донское пароходство", Сергей Григорьевич Петров, директор ООО "Астон Энтерпрайз", Александр Фёдорович Фадеев, директор ООО "СК "Голубая Волна", Николай Фёдорович Кортунов, председатель Доно-Кубанской бассейновой организации профсоюза работников водного транспорта, Николай Иванович Ларин, генеральный директор ОАО "Донинтур-флот", Ал ьберт Августович Сибелин, генеральный директ

ор ОАО "Ростовский порт", Михаил Фёдорович Швалёв, генеральный директор ОАО "Донречфлот", Пётр Власович Пинкин, генеральный директор ОАО "Азовский морской порт", Александр Николаевич Чубенко, генеральный директор ЗАО "Донинфлот", Юрий Ефимович Ботвинников, директор ГУП "Донречсвязь". Главным учредителем и издателем газеты стало Азово-Донское ГБУВПиС. Александр Васильевич Огарёв возглавил редакционный совет "Речника Дона".

И "Речник Дона" выжил и благодаря учредителям вышел на новый уровень.

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

Сегодня газета соединяет газетными строками донские речные и морские ЗАО, ООО, ОАО, судоходные компании и другие структуры и организации. Но, как и прежде, речная газета сориентирована на всесторонний показ деятельности предприятий, организаций, учебных заведений речного транспорта нашего Азово-Волго-Донского бассейна.

В речной отрасли не меньше проблем, чем в любой другой. Подойти к ним квалифицированно, предельно объективно, показать, в чём истинная причина недостатков, - первостепенная задача творческого коллектива редакции, её нештатных авторов.

В фокусе внимания газеты были и остаются проблемы жизни речников, речного бизнеса, вопросы защиты прав моряков и речников, организация их отдыха, интервью с руководителями и рядовыми рабочими речных и морских предприятий и многое другое.

Газета на своих страницах рассказывает о проблемах ростовских, азовских, усть-донецких, ейских и краснодарских портовиков. Не остались без внимания газеты и судоремонтные предприятия (ОАО РСЗ "Прибой", ОАО "Моряк", ЗАО "РИФ", ООО "Мидель") с их проблемами и решением этих проблем.

Судоходные компании, фирмы по обслуживанию флота "Лев", "Вояж", "Астон Энтерпрайз", "Голубая Волна" и другие тоже достойно представлены на страницах "Речника Дона".

Особое внимание в творческих планах редакции - конкретному человеку. Рассказы об интересных судьбах моряков и речников, достойных людях постоянно присутствуют на страницах "Речника Дона".

Газета сегодня вышла на новый уровень и по подаче материалов, и по оформлению. "Речник Дона" печатается в две краски - голубую и чёрную, профессионален по дизайну. Кроме того, на сайте есть электронная версия газеты.

В последние годы газета и её коллектив неоднократно награждались почётными грамотами, становились победителями и призёрами в журналистских конкурсах Министерства транспорта России и Союза журналистов.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz