РУКОВОДИТЬ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ВСЕГДА НА УРОВНЕ ТРЕБОВАНИЙ!
В помощь руководителям организаций
Азово-Донского бассейна при решении задач
в области ГО и ЧС
Эта тема разговора назрела давно. Почему на всех предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организация) затрачивается примерно одинаковый, и не малый по сегодняшним меркам, потенциал физических и моральных сил, финансовых и материальных средств на решение задач по гражданской обороне (ГО), защите работников и предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а результаты везде разнятся? Почему в разных организациях при совершенно одинаковых нормативно-правовых документах и примерно одинаковом уровне подготовки работников, как ужаленные, начинают метаться ответственные должностные лица в преддверии проверки надзорными органами? И это из года в год повторяется!
Причин здесь много. Мне хотелось бы выделить только одну - участие в этой работе непосредственно руководителя организации, которому федеральными законами "По гражданской обороне" (от 12.02.98 г. №28-ФЗ), "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21.12.94 г. №68-ФЗ) и Указом Президента РФ "Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года" (от 05.01.04 г. №ПР-12) вменена персональная (!) ответственность за результаты их выполнения.
Заканчивается 2009 год. И именно в ноябре-декабре на руководителя организации возложена обязанность выполнить лично (!) ряд мероприятий, которые в целом станут венцом всей работы в рассматриваемых областях. На практическом выполнении этих обязанностей в данный период времени мне хотелось бы остановиться.
Прежде всего, необходимо принять от сотрудника, уполномоченного для решения в организации задач в области ЧС и ГО, доклад о его готовности к личной проверке руководителем. Дата такой проверки определяется в "Плане основных мероприятий по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации" самим руководителем организации и согласуется с руководителем ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" и Администрацией муниципального образования (сельского поселения).
Руководитель организации выборочно, на своё усмотрение, проверяет выполнение мероприятий по ГО и ЧС в текущем году, сверяя свои действия с требованиями:
- "Плана основных мероприятий по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации на 2009 год";
- Постановления Правительства РФ от 26.11.07 г. №804 "Положение по ГО в РФ";
- Приказа министра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ РФ от 03.03.05 г. №125 "Инструкция по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС";
- Приказа министра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ РФ от 01.03.04 г. №97 "Инструкция по проверке и оценке состояния гражданской обороны".
Подспорьем руководителю служит "Контрольный лист проверки уровня готовности организаций по вопросам ГО и ЧС", утверждённый для этой цели руководителем ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС". В нём руководитель организации найдёт основной перечень проверяемых вопросов и полный перечень практических ответов на каждый из них. Его нужно просто внимательно просмотреть, приступая к работе.
Требуя от должностного лица во время проведения проверки показать ту или иную подшивку отчётных материалов (документов) или сделать доклад о выполнении того или иного пункта различных планов по ГО и ЧС, руководитель организации лично убеждается, насколько планомерно эту работу ведут назначенные ответственные лица.
Для руководителей таких организаций как ООО "ДонТерминал", ООО "Палмали", ООО "Лев" стало нормой в помощь для повышения качества такой (личной) проверки приглашать специалиста из ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" или Главного управления по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Ростовской области, особенно накануне планируемой надзорными органами комплексной проверки. Понятно, что такая совместная проверка даёт ценные результаты всем сторонам единого процесса подготовки - как должностным лицам, так и организации в целом.
Каждое проведённое мероприятие из любых планов организации, касающихся вопросов ГО и ЧС ("Плана основных мероприятий...", "Плана ГО", "Плана работы комиссии по ЧС", "Плана работы комиссии по ПУФ", "Плана эвакуации"), должно подтверждаться отчётными материалами (документами), которые подшиваются (как и сами планы) в отдельные рабочие папки и хранятся не менее двух лет.
К концу своей личной проверки руководитель отдаёт распоряжение о составлении комиссией по ЧС организации "Акта оценки готовности потенциально опасных объектов (резервуаров, складов, нефтеналивных судов, гидротехнических сооружений) к предупреждению ЧС в 2010 году", в соответствии с "Требованиями по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнедеятельности", утвержденными МЧС России 05.11. 2003 года.
Результаты личной проверки и содержание "Акта..." необходимо довести на итоговом заседании комиссии по ЧС (или служебном совещании), где должны быть заслушаны доклады должностных лиц, ответственных за конкретные участки работы, и уполномоченного сотрудника. Результаты заседания (совещания), прежде всего, станут основой для планирования мероприятий по ГО и ЧС на следующий год. Такая работа всегда принесёт требуемые результаты, не будет рутинной, как часто наблюдаешь то в одной, то в другой организации, не будет вестись от случая к случаю и активизироваться тогда, когда как гром среди ясного неба появятся на горизонте надзорные органы.
Год заканчивается итоговым зачётным занятием (с выставлением оценок) со всеми работниками в составе учебных групп и аварийно-спасательных формирований в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 04.09.03 г. №547 "О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера" и от 02.11.00 г. №841 "Положение об организации обучения населения в области ГО". Руководитель организации может лично утвердить планы этих занятий, выделяет полтора часа для их проведения за счёт рабочего времени. Казалось бы, рядовой факт, но требует особого внимания именно со стороны руководителя. Потому что нюансов здесь столько, что хватит не на одну страницу машинописного текста. Поэтому выполнение этого пункта плана часто тормозится. Но в тоже время, почти в каждой организации ежегодным приказом по ГО и ЧС введено непреложное правило: при подготовке проектов приказов по итогам служебной деятельности работников (при аттестации, переводе на вышестоящую должность
) каждому из них должны бы
ть зачтены результ
аты его подготовки по вопросам ГО и ЧС, по выполнению данного приказа.
28 декабря в каждой организации должна быть закончена работа по планированию мероприятий в области ГО и ЧС на будущий год. Основой работы послужит "План основных мероприятий по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации на 2010 год". К этой дате он должен быть согласован с ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" и отделом (городским, районным) по делам ГО и ЧС администрации муниципальных образований (сельских поселений).
Необходимо здесь обратить внимание на два важных аспекта. Руководитель организации утверждает только согласованный "План основных мероприятий...", должен принять к сведению доклад о результатах планирования и сверить данные о сроках проведения и наименовании так называемых обязательных мероприятий, периодичность проведения которых регламентируется руководящими документами (постановлениями Правительства РФ, решениями вышестоящих комиссий по ЧС). К их числу относятся комплексные учения (или объектовые тренировки), командно-штабные учения (или командно-штабные тренировки), подготовка (переподготовка) руководящего состава и должностных лиц органов управления.
И второй. Федеральный закон РФ от 26.12.08 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил периодичность работы надзорных органов в организации. Пункт, который постоянно и повсеместно нарушается. "Журнал контроля" по учёту этого вопроса, который должен быть разработан в каждой организации, даёт возможность руководителю определить, когда и какой надзорный орган в будущем году планирует проверку или какой проверки нужно ждать. Этот важный пункт "Плана основных мероприятий..." находится под особым контролем руководителя. Неготовность к нему может вылиться в получение от надзорных органов в лучшем случае предписания, в худшем - будут наложены штрафные санкции, вплоть до остановки производственной деятельности.
В ходе личной проверки руководителю организации и тем, кого он проверяет, становится ясным, каков уровень отработки всех проверенных вопросов. И самое главное: метод такой работы помогает повышать уровень качества подготовки как руководителя, так и работников организации, нацеливать эту работу в будущем году на достижение конкретных и результативных целей.
Вячеслав АЛДАНОВ,
капитан-наставник по ГО и ЧС
ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" -
ответственный секретарь
бассейновой комиссии по ЧС и ПБ
|