СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Первые упоминания об органах государственного управления, связанных с перевозками, относятся к середине ХVI века. Это Ямской приказ, который просуществовал до 1711 г. На его основе в 1782 г. образован Почтовый департамент.

В 1733 г. создана Канцелярия перспективной дороги Москва-Петербург, которая в 1755 г. стала называться Канцелярией строения государственных дорог. Отсюда берёт начало орган государственного управления дорожной отраслью.

В 1798 г. образован Департамент водяных коммуникаций, что является датой рождения органа государственного управления на речном транспорте.

20 ноября 1809 г. вышел Манифест Императора Александра I, которым учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями и Институт корпуса инженеров путей сообщения. При главном директоре управления учреждается экспедиция, подразделяющаяся на три разряда: водяных сообщений, сухопутных сообщений и торговых портов. Создан Совет управления. Для лучшего управления водяными и сухопутными сообщениями пространство Российской Империи разделяется на десять округов. Дата учреждения Управления водяными и сухопутными сообщениями является датой рождения единого органа государственного управления всеми видами тогда имевшегося транспорта (речного, морского и дорожного хозяйства), а также создания надзора и территориальных органов управления путями сообщения.

1809 год считается также годом рождения российской транспортной науки и образования. При Управлении водяными и сухопутными сообщениями "для образования способных исполнителей учреждается особый институт" - для Корпуса инженеров в Санкт-Петербурге. "Инспектором предполагаемого института для образования юношества в науках, нужных по части водяных сообщений", назначается генерал-лейтенант А. Бетанкур. В 1810 г. назначается первый приём воспитанников в Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

В 1833 г. Главное управление водяными и сухопутными коммуникациями преобразовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. В 1842 г. в его составе образован Департамент железных дорог.

В 1864 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения преобразован в Институт инженеров путей сообщения.

В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовано в Министерство путей сообщения. Министерство состояло из четырёх департаментов: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог, ревизий и отчётов.

В таком виде Министерство путей сообщения просуществовало до 1918 г., когда было преобразовано в Народный комиссариат путей сообщения.

В 1930 г. Институт инженеров путей сообщения преобразован в два самостоятельных учебных заведения: Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), образованный на базе водного факультета, и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), образованный на базе строительного, механического и эксплуатационного факультетов.

В 1931 г. Народный комиссариат путей сообщения, как единый орган управления на транспорте, прекратил существование и разделился на комиссариаты по отдельным видам транспорта.

В 1990 г. создано Министерство транспорта РСФСР, которое задумывалось как единый орган государственного управления на транспорте и объединило под своим началом дорожное хозяйство, автомобильный, речной, морской, промышленный транспорт и гражданскую авиацию.

В 1991 г. создано Министерство транспорта Российской Федерации.

В 1992 г. на базе упраздненного МПС СССР создано Министерство путей сообщения Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти на железнодорожном транспорте.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ упразднены. Одновременно образовано Министерство транспорта и связи РФ.

20 мая 2004 г. Минтранссвязи России преобразовано в Министерство транспорта РФ и Мининформсвязи России (Указ Президента РФ №649) - в России воссоздан единый федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz