РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

   "Всё ближе и ближе праздник. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры ангелов, торопят от Персиды мудрецов востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпраздничного ликования и зовут к нему небо и землю.

Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдётся ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, бессильным в своей слабой вере и решимости идти к нему, как бы долог и тяжёл ни был путь?! Его ясли да научат нас смирению, вертеп - не бояться бедности и убожества, пастухи - простоте и незлобию, волхвы - подчинять своё мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда - ходить в свете просвещённой Его благодатью совести, ангелы - взаимному миру и славословию, Иосиф - праведности, а Дева Матерь - непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе".

Епископ Герман (письмо из ссылки)

ПЕРЕПИСЬ

Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчинённым ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всём государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок, - в Вифлееме - Доме хлеба живого.

ВИФЛЕЕМ

Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем - образ мира - не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, который принёс Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир ненавидел и ненавидит Христа.

ЗИМА

Христос родился в снежную зиму - знак духовного состояния человечества, в полночь и тьму, повисшие над землей. Родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда ещё самые короткие дни, но уже совершился поворот солнца к лету.

ПЕЩЕРА

Христос пришёл на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи. Младенец в вифлеемской пещере источал дивный свет.

На Святой Земле ещё доныне стоят четыре великих каменных скалы, точно так же как стояли и во времена прихода в мир Христа. Одна из них это каменная пещера в Вифлееме, где родился Спаситель. Нет дома в Назарете, где Он жил, ни в Капернауме, где Он постоянно бывал, не сохранилось ни одно строение, в котором Его держали под стражей, - ни двор Иродов, ни Пилатов, а эти четыре каменных скалы, созданные Богом, стоят и поныне. Чтобы никто не смел бы усомниться в том, что Он воистину родился, что Он был искушаем как человек и распят из-за грехов человеческих, воскрес и что со славою вознесся на Небеса, в вечные обители Свои, где Он ожидает Своих праведников. Господь видел каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами.

И ещё несколько важных практических уроков, которые Господь преподал миру, родившись в пещере, а не в царских палатах. На Своём примере Он показал добродетель смирения, о которой заповедал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали так же. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Человек - самая большая ценность из всего, что есть на земле. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства.

ПАСТУХИ

Стояла тишина. Народ Божий спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. "Не бойтесь, - сказал им Ангел, - я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И пастухи, услышав ангельское благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своём собственном сердце. Их чистые души были похожи на зеркала, отражающие в себе небесный свет.

А утром, когда народ Божий проснулся, он даже не заметил, что пропустил самое главное.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие говорит, что это были мудрецы-волхвы, а не сильные мира сего, которые не становятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком человеке. Если они и станут искать правду у маленького человека, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать в своих целях или убрать с дороги, если мешает.

Вера волхвов - это вера учёных и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путём из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжёлых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой.

Мудрецы с Востока, взявшие на себя труд и риск большого путешествия, жизненного подвига поиска и провозвествования истины, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая иудейская диаспора. Наверняка имело место и действие призывающей всех ко спасению Божией благодати, которую волхвы смогли воспринять благодаря своей личной устремленности к Богу. Как истинные короли Града Божьего поклонились они Божественному Младенцу и получили незримые короны как награду за свое паломничество. Они уклонились от поручения Ирода сообщить ему, где родился Спаситель, потому что не служили сильным мира сего. Они были волхвами - служителями фальшивых богов, но мудрость их привела к истинному Богу.

По преданию, один из волхвов был перс, другой - араб, третий - эфиоп. Их звали - Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кёльнском соборе в Германии.

ДАРЫ ВОЛХВОВ

Большинство толкователей сходится в том, что одни только астрологические расчёты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далёкий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото - как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) - как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, - как знак будущей искупительной смерти Иисуса.

По преданию, Божия Матерь незадолго до своего Успения передала дары волхвов Иерусалимской Церкви. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию. В 400 году византийский император Аркадий перенёс их в Константинополь для освящения новой столицы. До её завоевания святыни хранились в сокровищнице византийских императоров.

В 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро (Марию) за турецкого султана Мурата II. Именно его сын Мухаммед II захватит Константинополь, а Маро, которой разрешено будет молиться своему Богу, спасёт многие святыни православной столицы. Через два десятилетия после падения Византии она отправилась на Афон, чтобы передать дары волхвов в монастырь св. Павла. Они и сегодня хранятся в монастырской сокровищнице этой обители. Когда Мария сошла на афонский берег, ей явилась Пречистая Дева, и раздался голос: "Не приближайся. Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой Горы". Ставши на колени, Мария передала святыни, привезённые в десяти ковчегах.

Золото до наших дней дошло в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в тёмные шарики, напоминающие маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Золото используют для освящения воды. Иногда, очень редко, дары волхвов вывозят за пределы Афона. Они изгоняют бесов.

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф., гл. 2).

Давайте зададим себе вопрос: чего добивался Ирод, послав воинов на избиение младенцев в Вифлееме? Только ли убить малютку Христа? Следует полагать, что он знал: если Бог послал в мир Спасителя, то никакое оружие не поразит Его. Тогда чего же он добивался? Страха! Ужаса, который овладеет народом! Вот что нужно было Ироду. Чтобы не признал народ Спасителя, помня об изуверстве, сопровождавшем Его пришествие.

ПРАЗДНИК МИРА

По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принёс мир, мир человека с Богом. Он несёт мир мятущейся душе и больной совести. Он единственный, кто может даровать сердцу человека мир и покой.

Но, как и двадцать веков назад, Рождество Христово всегда остаётся личным праздником причастных к нему людей. Тех, в ком родился Христос, которые признали Его Богом, приняли в себя и подчинили Ему свою жизнь. Таких людей по-прежнему немного. Потому что жить для себя, а не для Него, кажется разумнее, житейски мудрее. Правда, до поры до времени - пока перед человеком не встанет вопрос: а для чего мы живём? Для чего умираем? Почему болеем и страдаем? Однажды начавшись, Рождество Христово продолжается бесконечно в людских душах и всегда происходит в тишине и уединении.

По материалам православных изданий, "Речник Дона"


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz