ПОЖАР НА "ВАНАДИИ"

   ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЖИВУЧЕСТИ!

Беда пришла в бассейн оттуда, откуда её не ждали. Только были утверждены руководителем ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" итоги деятельности в бассейне в области ГО (защиты работников и гражданской обороны мирного времени), предупреждения и ликвидации ЧС (чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

В докладе руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта было особо отмечено, что принятым в 2009 году в Азово-Донском бассейне комплексом мер не допущено транспортных происшествий с нефтеналивными судами.

Несмотря на то, что на 1 декабря 2009 года с судами различных судовладельческих организаций произошло шесть транспортных происшествий (столько же - в 2008 году, основные причины: невыполнение капитанами и вахтенными начальниками судов своих должностных обязанностей; невыполнение требований "Правил плавания по внутренним водным путям РФ", "Устава службы на судах МРФ РСФСФ" и приказа Минтранса России от 01.11.02 г. №138 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных средств"; совершение действий, не соответствующих хорошей практике плавания), совместными усилиями не допущено перерастания их в техногенные ЧС.

И это при том, что доля нефтегрузов в общем объёме всех перевозимых грузов достигла 30% и составила 4547874 тонны. Через бассейн осуществили транспортировку нефтепродуктов своими транзитными судами около 20 основных судоходных нефтеналивных организаций. Количество нефтепродуктов, перевезённых их судами через порты бассейна за навигацию 2009 года (577 судопроходов), составило 2093000 тонн. Впервые в бассейне приступили к транзиту нового нефтепродукта - бензина, имеющего первый класс опасности. По бассейну с данным нефтепродуктом прошло восемь транзитных танкеров, объём перевозок за текущую навигацию составил 24347 тонн. Полностью подготовлено к перевалке бензина на нефтеналивные суда в промышленных объёмах предприятие ЗАО "Азовпродукт" (в порту Азов). Ведут производственную деятельность непосредственно в территориальных границах бассейна около 30 нефтеналивных организаций (судоходных и береговых терминалов).

Но от пожара на одном из транзитных судов бассейн сберечь не смогли. В 17.30 12 декабря он вспыхнул на сухогрузном судне "Ванадий" с грузом ячменя (более 4000 тонн), следовавшем под флагом Коморских островов (судовладелец - "Кама-шиппинг") из порта Азов в порт Керчь.

Хочу оговориться: мы научились понимать ту опасность, которую несёт бассейну нефтеналивной флот, и поэтому по заявкам судовладельцев служба управления движением флота ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" всегда находила решение и давала "зелёный свет" на первоочередной проход этим судам - без задержки. Диспетчер понимал: в случае форс-мажорных обстоятельств оказать помощь судну в ликвидации возможного разлива нефтепродуктов или пожара будет крайне сложно из-за низкой вооруженности бассейна техническими средствами, несовершенного законодательства РФ, неготовности администраций устьевых портов Азов и Ростов-на-Дону (открытых сегодня как морские) к организации такого рода работ.

Почему иностранное сухогрузное судно, обработанное в порту Азов, полностью готовое к плаванию, продолжало длительное время занимать второй (Азовский) рейд? Почему надзорными органами и тем же диспетчером (капитаном портнадзора) оно не отправлено по маршруту следования? Говорят, решало собственные финансовые проблемы. Но почему не у себя дома?

Судовой пожар является видом ЧС техногенного характера - сложнейшей для ликвидации. Несёт угрозу жизни людей и огромные затраты, особенно на восстановление судна. Требует особой профессиональной подготовки экипажа. И особенных действий администраций портов. А вооружённость пожарными техническими средствами у нас ещё хуже, чем природоохранными. По всему бассейну - их по пальцам можно пересчитать!? Лафетным стволом вооружён буксир-ледокол-спасатель "Фанагория" ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", несущий дежурство в порту Ростов-на-Дону. Администрации портов Ростов-на-Дону и Азов таких судов не имеют! "Ближайший" к нам буксир с лафетным стволом ("РТ-442") является собственностью ОАО "Усть-Донецкий ССРЗ" и несёт дежурство в Усть-Донецком порту.

Главное управление по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Ростовской области на своём балансе держит в порту Ростов-на-Дону в готовности два пожарных судна "Вьюн-13" и "РК-17". Не ледового класса. В зимнюю навигацию с 15 ноября первый выводится на зимний отстой, второй - несёт дежурство только до льдообразования.

Надо сразу заметить: администрации обоих портов на сегодняшний день соглашений на применение этих судов не имеют. Наверное, по этой причине "РК-17" по факту пожара службой Азов-портнадзора не оповещалось.

Пожар на "Ванадии" произошёл, по первым выводам, из-за неисправности электрооборудования сауны. Быстро начал распространяться по жилым помещениям. Первичные действия аварийной группы по общесудовой тревоге "Пожар" во главе со старшим помощником капитана судна результатов не дали. Возникла прямая угроза машинному отделению и бортовому запасу топлива. Говоря языком руководства по борьбе за живучесть судна, удержать распространение открытого огня на устанавливаемом в таком случае "рубеже обороны" руководство судна и аварийная партия не смогли. Почему за столь короткое время аварийная партия отказалась от борьбы - этому будет дан анализ надзорными органами. К подходу первого судна-спасателя вся аварийная партия находилась на верхней палубе.

Особую опасность для людей при объёмных судовых пожарах несут возгорание электрооборудования и значительная концентрация дыма и газа. Члены экипажа ведут борьбу с пожаром только в изолирующих дыхательных аппаратах, при этом применять фильтрующие противогазы без дополнительного специального патрона запрещено, так как они не спасают от наиболее опасного газа - окиси углерода (угарного газа). Электрооборудование, не влияющее на управление судном, экипажем обесточивается. Оставшееся под напряжением электрооборудование должно тушиться только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При воздействии на электрические сети химической пены электрооборудование выходит из строя на продолжительное время. Это азы борьбы.

Не случайно во время всех ежегодных бассейновых командно-штабных (специальных) учений первым вопросом всегда отрабатывался именно этот. Аварийные партии, привлекаемые на учение с других судов, изучали особенности "аварийных" судов конкретных проектов, приобретали опыт работы в термических костюмах и изолирующем снаряжении внутри судна, особенно в труднодоступных местах, учились грамотно применять имеющиеся средства борьбы.

Не получая внятных докладов от руководства "Ванадия" и Администрации порта, дежурный диспетчер ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" (П.М. Авдеев) дал указание дежурным: буксиру "Капитан Шлыгин" (капитан А.Л. Коломийцев) и буксиру-ледоколу "Капитан Харчиков" (капитан В.А. Грищенко) немедленно следовать к месту нахождения горящего сухогруза. Одновременно приведён в готовность служебно-разъездной катер "Капелла" (капитан В.А. Горелов).

Через 25 минут "Капитан Шлыгин" форсированным ходом подошёл к аварийному судну. Сухогруз, стоящий на рейде порта Азов на двух якорях (носовом и кормовом), продолжал гореть. Экипаж судна находился на верхней палубе. Поражённых членов экипажа или больных не было. По докладу старшего помощника капитана, были исчерпаны все возможности для того, чтобы переломить обстановку. Произошло самое худшее при организации борьбы с пожаром на судне: оно было полностью обесточено. Аварийные партии лишились насосных узлов и возможности подавать воду к очагам пожара.

Капитаном буксира, после уяснения обстановки и согласования действий с руководством сухогруза, была подготовлена АСГ (аварийно-спасательная группа) буксира из состава его аварийной партии - с задачей провести разведку специальных и жилых помещений сухогруза в условиях продолжающегося пожара и сильной задымлённости. В кратчайшее время были вооружены две линии подачи воды на пожарные стволы. Задействован полный запас пенообразователя буксира. Работы велись до полного израсходования воздуха в баллонах дыхательных аппаратов АСГ.

Ещё через 20 минут к сухогрузу подошёл буксир-ледокол "Капитан Харчиков". Началась совместная работа двух буксиров по тушению пожара. Администрацией порта Азов оповещена береговая пожарная часть и экипаж ледокола "Капитан Демидов", имеющий лафетные стволы для тушения судовых пожаров. На ходу организованный штаб из представителей мэрии города Азова, территориальных управлений МЧС и МВД России и администрации порта начал работать на опережение событий. Однако ледокол "Капитан Демидов" находился в районе подходной точки №1 в Таганрогском заливе. Это была хоть какая-то, но надежда: в случае выхода обстановки из-под контроля воздействовать на неё ещё одним судном.

Курьёзы в борьбе за живучесть судна продолжались. Попытка экипажем катера "Капелла" доставить на горящий сухогруз пожарных из состава дымогазозащитной службы береговой пожарной части не увенчались успехом: сторожевая служба на проходной ОАО "Азовский морской порт" наотрез отказалась их пропускать!? На каждом шагу терялось драгоценное время из-за элементарной несогласованности действий, отсутствия должной организации по ликвидации такого рода ЧС.

Капитаном порта В.А. Брагиным было принято решение отбуксировать горящий сухогруз к причалу №2 ОАО "Азовский морской порт", несмотря на непонимание этих действий со стороны мэра и руководства управлением по делам ГО и ЧС города Азова: на причале №2 навалом открыто лежал каменный уголь. Но что оставалось в этой ситуации делать? Нужно было, образно говоря, в кратчайшее время ввести береговые пожарные машины в соприкосновение с горящим судном.

С трудом удалось поднять кормовой якорь сухогруза. Носовой, при обесточенном шпиле, после отдачи жвака-галса, вместе с якорь-цепью, был полностью вытравлен за борт. Буксировку проводил буксир-ледокол "Капитан Харчиков". Буксир "Капитан Шлыгин" одерживал корму аварийного судна в заданном направлении.

В 22.00 сухогруз был подведён к причалу. Из-за опасения разгерметизации корпуса и цистерн с запасом дизельного топлива, было принято решение завести вокруг сухогруза боновое ограждение, привести в готовность природоохранные технические средства (нефтесборщики, очистительные суда). И снова встал (уже в какой раз!) вопрос: кто это будет делать? Кто это всё будет предоставлять? Морская подсистема, к которой относится теперь порт Азов, таких сил и средств не имеет. Со смежными акционерными нефтеналивными организациями, имеющими силы и средства в зоне ответственности порта, нет соглашений, а значит, нет и ответа на главный вопрос: кто будет компенсировать финансовые затраты на проведённые работы по предупреждению, и если возникнет разлив - то и по его ликвидации.

В 22.30 водой с буксира "Капитан Шлыгин" и трёх пожарных машин основные очаги пожара были потушены.

Хотелось бы в заключение обратить внимание на ещё одну сторону события. В обеспечении живучести судна, особенно в части, связанной с его пожаробезопасностью, главную роль играет экипаж. Каждый знает, с какими трудностями приходится преодолевать далеко не совершенную систему пожарной защиты судов, находящихся в плавании, со стороны бассейновых аварийно-спасательных формирований. Несмотря на то, что личный состав перед назначением на должность проходит предварительную подготовку в различных центрах (на учебно-тренажёрных судах), но способы борьбы с пожарами должны систематически отрабатываться непосредственно на судне в пределах своих функциональных обязанностей, в соответствии с судовыми расписаниями. Командный состав судна сам должен их хорошо знать и обучать своих подчинённых. Кроме типового плана пожаротушения, разработанного судовладельцем, плана пожаротушения применительно к особенностям каждого судна, который утверждает капитан, подготовка экипажа по вопросам о беспечения пожарной безопа сности предусматри

вает ещё целый комплекс организационных мероприятий. А среди них - обязательное ежемесячное учение.

Деятельность экипажа при возникновении такой ситуации может быть успешной лишь при условии чётких и согласованных действий всех его членов. Это должно быть особой заботой капитанов-наставников организаций, ставших акционерными.

Вячеслав АЛДАНОВ, капитан-наставник по ГО и ЧС ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" - ответственный секретарь бассейновой комиссии по ЧС и ПБ


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz