ОАО "ДОНРЕЧФЛОТ" С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
В интервью "Речнику Дона" о производственных и финансовых итогах работы коллектива ОАО "Донречфлот" в 2009 году, планах и задачах на зимний период и предстоящую транзитную навигацию рассказывает генеральный директор Василий Геннадиевич ФИЛИППОВИЧ.
- Речная часть флота нашей компании почти в полном составе выведена на зимний отстой, в Азово-Донском бассейне идёт ледовая кампания, и мы можем подвести некоторые итоги транзитной навигации, как она сложилась для ОАО "Донречфлот". По реке при плане 819 тысяч тонн уже к 10 декабря перевезено 946 тысяч тонн (+15%) различных грузов. Их номенклатура привычна в течение ряда лет: сера из портов Бузан и Усть-Донецк (788 тысяч тонн против плановых 638), перевозки зерновых, удобрений, нерудных материалов. В целом навигация-2009 на внутренних водных путях эффективнее предыдущей, план по доходам практически выполнен, к 1 декабря превышены показатели прошлого года. Общий объём перевозок речным и морским флотом ожидается 1,6-1,7 миллиона тонн, суммарная выручка компании впервые в истории приближается к 1 миллиарду рублей. Можно считать, что мы находимся на переходном этапе своего развития, в точке дальнейшего отсчёта.
Этому способствовало продолжение программы по приобретению нового флота. Всего в рамках проекта приобретено 17 судов: три судна типа "Волга", пять "Сибирских", одно - типа "Танаис", восемь "Волго-Донов", в том числе в 2009 году - 11 единиц. Суммарный тоннаж флота компании почти достиг 250 тысяч тонн. Растёт и потребность в кадрах: создано 200 новых рабочих мест, поэтому сегодня мы активно работаем над привлечением речников и моряков в плавсостав. Это будут как наши земляки, многие - из бывших работников ОАО "Донреч-флот", так и выходцы из других компаний и регионов. Есть тенденция к переходу флотских специалистов с Волги и из Северо-Западного региона. Приятно сознавать, что люди верят в нашу перспективу.
По понятным причинам, год был трудным, время от времени возникали определённые проблемы, и в этой связи мы благодарны нашим экипажам за понимание. Руководство компании старается исключить такие ситуации в будущем. В некоторой степени были урезаны расходы на техническое содержание судов, но, опять таки - в основном, благодаря нашим экипажам, теплоходы отработали навигацию нормально.
Программа нового судостроения временно приостановлена, потому что кредитные ресурсы, которые сегодня предоставляются в России, значительно дороже докризисных, и строительство стало экономически неэффективным. Расчёты показывают, что судостроение оправдывает себя, если ставки по кредитам не превышают семи процентов, а такого пока нет даже для российских газовых и нефтяных гигантов. Мы заёмщики менее крупные, поэтому вынуждены держать паузу вплоть до наступления благоприятных условий для перспективного капиталовложения.
Развитие флота есть часть масштабного проекта, реализуемого группой компаний "Азово-Донское пароходство", куда входит и строительство Универсального порта в промзоне Заречной. Проект рассчитан до 2013 года, является частью федеральной целевой программы. В порт привлечён новый для нашего бассейна грузопоток угля, по итогам этого года планируется выйти на перевалку 300-350 тысяч тонн, в следующем - утроить темпы работы. Вывоз осуществляется, главным образом, судами наших компаний, то есть заказчику предоставляются комплексные услуги. В целом грузооборот порта в 2009 году приближается к 700 тысячам тонн. На будущий планируется значительный объём перевалки полевого шпата, в силе остаются металлолом и сталь.
Доходы от грузовой работы переходят в строительство новых производственных мощностей. Заработал второй грузовой район, введены в эксплуатацию два причала. В первом грузовом районе продолжается дальнейшее оснащение: приобретены и монтируются шесть портальных кранов, что и позволит значительно усилить перевалку, в первую очередь - угля. Универсальный порт должен стать главным воднотранспортным узлом Юга России, который надёжнее свяжет перевозки из европейской части страны в Средиземноморье. Не исключено, что со временем здесь, кроме прочего, будет воздвигнут и крупнейший контейнерный терминал. ОАО "Донречфлот" обеспечено работой с более понятными навалочными грузами, и хотя мы имеем в виду и контейнеры, но до поры не ставим этот грузопоток в ряд приоритетных.
Мы продолжаем совершенствовать комплексные услуги по доставке грузов "от двери до двери" (река-перевалка в Универсальном порту-море), и это, наряду с приобретением нового флота, - главное стратегическое направление нашей работы, которое и в дальнейшем будет активно развиваться. По предварительным расчётам, в 2010 году по сравнению с 2009-м плановая выручка должна увеличиться на 50%, объём перевозок - перевалить за два миллиона тонн. Если всё пойдёт по плану, ОАО "Донречфлот" становится основным игроком на рынке перевозок сухих навалочных грузов в Южном бассейне. Картина по контрактам на будущий год окончательно прояснится в марте, но уже сейчас можно сказать, что грузооборот компании будет состоять из серы, удобрений азотной и калийной группы (грузов давних партнёров из Тольятти и Соликамска), угля, полевого шпата и зерновых. Морем пойдут шпат, зерновые и уголь, по реке - сера, удобрения и зерно.
Год отработали достойно, и по итогам договорной кампании по перевозкам на 2010 год будет рассматриваться вопрос о повышении заработной платы всем категориям работников. Окончательное решение зависит от наличия подписанных контрактов и вытекающих отсюда финансовых возможностей. Если взять социальный план работы компании, то нужно признаться, что в этих вопросах мы далеки от идеала, хотя в целом всё обстоит и не столь критично, как в некоторых других отраслях. Показательными в этом отношении должны стать результаты работы по привлечению молодых специалистов на наши речные теплоходы и суда река-море плавания.
Есть уверенность, что ОАО "Донречфлот" продолжит своё развитие, как запланировано, и это позитивно отразится на всех сторонах жизни и деятельности нашего коллектива. От нас самих зависит, чтобы воплощались в жизнь новогодние пожелания удачи, здоровья и благополучия. Ещё раз хочу сказать спасибо коллективу компании, нашим деловым партнёрам и друзьям и заверить, что ОАО "Донречфлот" остаётся верен своему слову и все достигнутые договорённости и взятые обязательства будут безусловно выполнены. На мой взгляд, это важнее любых пожеланий.
Вёл интервью Алексей Захаров
|