Морская коллегия предложила навести порядок на реке

   Морская коллегия при Правительстве РФ на совместном заседании с Комиссией Совета Федерации по национальной морской политике, состоявшемся 17 сентября 2008 года в г. Ростове-на-Дону, обсудила вопросы совершенствования системы управления речными портами, внутренними водными путями и нормативно-правового обеспечения их деятельности. Меры, которые были предложены участниками заседания, могут в корне изменить обстановку на внутреннем водном транспорте России.

В заседании Морской коллегии приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной властей, речных портов, судоходных компаний, а также других хозяйствующих субъектов, работающих в сфере внутреннего водного транспорта. Вел заседание Заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Иванов.

Сергей Иванов: "Речному порту нужен настоящий хозяин"

По словам вице-премьера Сергея Иванова, принятый еще в 2001 году Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не дал ответов на многие вопросы во взаимоотношениях государства и бизнеса.

- По большому счету, - сказал в своем выступлении Сергей Иванов, - в речном порту у нас до сих пор нет настоящего хозяина. Такое положение возникает потому, что структуры, непосредственно участвующие в производственных процессах и заинтересованные в эффективном функционировании инфраструктуры, лишены права распоряжаться собственностью.

В то же время главная задача территориальных органов Росимущества - это получение максимальной государственной выгоды, что само по себе не плохо, от взимания арендной платы за использование каждого конкретного объекта. Но только что это за объекты, в каком состоянии они находятся, никто не принимает в расчет. Я сам неоднократно видел, в том числе и здесь - в Ростовской области. Часто это какие-то сараи времен царя Гороха и соответствующие другие сооружения, а арендная плата за них иногда взимается по полной рыночной стоимости.

По этой причине размер арендной платы нередко превышает остаточную стоимость портовых сооружений. Транспортные предприятия, которые десятилетиями эксплуатируют гидротехнические сооружения, часто замещаются посредниками. Эти организации, не имея никакой производственной базы, регулярно выигрывают в так называемых конкурсах, а потом передают сооружения в субаренду транспортным предприятиям. Такой бизнес, конечно же, замешан на крепком бульоне коррупции.

Очевидно, что все это происходит из-за того, что у нас до сих пор не определен порядок передачи государственного имущества в аренду акционерным обществам. А арендная плата исчисляется, исходя, как из остаточной, так и из рыночной стоимости портовых сооружений.

Также нужно подумать и над установлением ясных и конкретных требований к участникам соответствующих конкурсов. Вот по ряду других направлений, я знаю, например, по гособоронзаказу, посредник уже давно не допускается ни к какому конкурсу, если у него нет производственной базы, если он не обладает мощностями, то он, по определению, не может участвовать ни в каком конкурсе. А вот в деятельности речных портов, к сожалению, могут участвовать и участвуют посредники.

Следующий блок проблем связан с неурегулированностью земельных отношений. Сегодня границы речных портов, как, впрочем, и большинства морских портов, до сих пор надлежащими правовыми актами не оформлены. То есть, границ порта, на сегодняшний день, не существует. Значительная часть портовых территорий отнесена к так называемым землям-поселениям, для которых земельный налог рассчитывается, исходя из максимальной кадастровой стоимости.

Несколько месяцев назад мы были на открытии второго шлюза Кочетовского гидроузла. Там тоже есть поселок рядом, но он, скорее, служебный. Там живут люди, которые работают на гидроузле. Но налог исчисляется со всей территории, как с территории населенного пункта - муниципалитета. Хотя, на самом деле это - стратегически важный, охраняемый объект. Здесь запрещена любая деятельность, кроме эксплуатации гидроузла. Однако эта территория считается поселением.

Важен и тот факт, что на речной транспорт не распространяются льготы, установленные для автомобилистов и железнодорожников, что, конечно же, негативно сказывается на конкурентоспособности сектора внутренних водных перевозок. Еще один острый момент, на котором мы должны сосредоточить внимание, - это выработка разумной тарифной политики для речных портов. Сейчас многие из них включены в Реестр субъектов естественных монополий. Вместе с тем доминирующая роль речников в этой сфере - это большой вопрос.

Сейчас при открытости рынка транспортных услуг и развития сети коммуникаций потребитель выбирает самый удобный для себя маршрут. Если налоговая нагрузка, эффективность и конкурентоспособность речного порта низкая, грузовладелец использует виды транспорта, к примеру, железнодорожный или автомобильный. И порты оказываются просто незагруженными. И в то же время они признаются естественными монополиями. Как будто другого пути, кроме, как по реке, у нас нет.

Погрузочно-разгрузочные работы в портах, по-прежнему, относятся к перечню услуг субъектов естественных монополий, тарифы на которые регулируются государством. Это лишает коммерческие структуры, оказывающие данные услуги, возможности оперативно реагировать на текущие изменения спроса и предложения, и, в конечном счете, сказывается на их финансовом состоянии. Повторюсь, проблем в сфере деятельности речных портов более чем достаточно. Я еще не все перечислил. И многие из них лежат в законодательной плоскости.

Поэтому мы здесь сегодня собрались: Морская коллегия и Комиссия Совета Федерации по морской политике для того, чтобы вместе их обсудить. Я надеюсь, что результатом такого обсуждения станет выработка четкой программы выхода российских речных портов на понятные, прозрачные и четкие правила с правовой точки зрения. И эти правила, конечно, должны предусматривать перспективы развития речных портов, переноса их из крупных городов.

Вы посмотрите, один из крупнейших речных, вернее, теперь он уже считается морским портом - ОАО "Ростовский порт" находится прямо в центре города Ростова-на-Дону. Здесь переваливают уголь, мазут, минеральные удобрения и другие виды грузов. Это никуда не годится. То же самое - в г. Таганроге. Такая ситуация наблюдается не только в Ростовской области, но и в других портовых городах. В силу исторического развития городов и инфраструктуры, транспортные узлы оказались в центре городов. Ясно, что их надо выносить и, в первую очередь, - порты.

В Сочи реализуются четыре морских проекта

По второму вопросу повестки дня Морской коллегии, касающейся готовности морского и речного транспортного комплекса к обеспечению строительства объектов для проведения Зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году, Сергей Иванов рассказал журналистам после заседания Морской коллегии.

- Морская транспортная программа, связанная с подготовкой к проведению Олимпиады в 2014 году, идет достаточно успешно, сказал Сергей Иванов. - В районе Сочи планируется реализовать четыре крупных проекта, связанных только с морским транспортом.

Первые два - это строительство грузовых портов, куда морским транспортом будут доставляться строительные материалы, огромное количество инертных грузов: песок, щебень, цемент, необходимые для строительства олимпийских объектов.

Эти два грузовых порта будут созданы восточнее города Сочи. Один из них - в устье реки Псоу, второй - рядом. После завершения транспортной эпопеи по доставке инертных грузов и после Олимпиады эти порты будут преобразованы в так называемые марины, то есть, места для стоянки яхт, катеров и других маломерных судов и будут использоваться для развития Сочи, как курорта.

Кроме этого, в самом городе Сочи предусматривается коренная реконструкция морского пассажирского порта со строительством длинного мола, который будет служить одновременно причалом для крупных круизных судов, на которых при необходимости можно будет жить, как на плавучих гостиницах.

Сегодня крупные круизные суда, для которых в порту нет соответствующих причалов, вынуждены швартоваться на рейде, и мы должны на маленьких катерах туристов привозить на берег. Это крайне неудобно, неэффективно. Поэтому порт строится по такой схеме.

И четвертый проект связан со строительством 15 причальных сооружений на побережье от Сочи до Лазаревской для того, чтобы возродить морское пассажирское сообщение в сочинской курортной зоне и чтобы туристы могли на комфортабельном, современном пассажирском морскомм транспорте путешествовать между различными портопунктами сочинского региона. Это примерно 60-70 километров по побережью.

По каждому из этих проектов уже проведены конкурсы, определены победители, открыто финансирование из федерального бюджета. В ближайшее время планируется подписание уже окончательных инвестиционных контрактов и начало работы. Пока какой-то тревоги за эту часть подготовки к сочинской олимпиаде я не испытывают. Все идет в графике, вовремя. Программа очень серьезная, и работы по всем 4 проектам должны начаться уже в этом году.

Вячеслав Попов призвал ускорить решение

проблемных вопросов

- Два с половиной года назад, - отметил в своем выступлении на Морской коллегии Председатель Временной комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов, - наша комиссия уже проводила здесь в Ростове большое совещание по вопросам реализации национальной морской политики. Был поднят целый ряд проблем, тормозящих развитие отрасли, системы внутренних водных путей Российской Федерации.

В течение последних двух лет, надо отметить, правительство и Федеральное Собрание очень активно приступили к последовательному решению этих проблем, понимая особое значение внутренних водных путей для транспортной инфраструктуры именно Российской Федерации.

Принят Закон о портах и несколько других законодательных актов. Принято Постановление Правительства РФ. Но это только начало очень большой работы по повышению конкурентоспособности наших портов и в целом внутренних водных путей.

Я полностью согласен с высказыванием С. Б. Иванова, что без совершенствования системы управления портами и в целом внутренними водными путями в короткие сроки нам эти задачи не решить.

Необходимо повысить роль государства в регулировании систем обеспечения безопасности плавания, в том числе упомянутое страхование ответственности судоходных компаний за причинение экологического ущерба.

Я считаю, что главный недостаток в нашей работе заключается в том, что мы упускаем время. Слишком долго мы раскачиваемся, слишком много административных барьеров, ведомственная разобщенность и, как результат - наша неконкурентоспособность. Поэтому сегодняшнее совместное совещание Морской коллегии при Правительстве РФ и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике должно способствовать устранению этого барьера.

Вчера члены Совета Федерации, члены нашей комиссии имели возможность ознакомиться с инфраструктурой портов Ростов-на-Дону и Азов. И мы убедились, что поставленные сегодня на повестке дня вопросы являются узловыми для функционирования и портов, и всей системы внутренних водных путей.

В связи с этим хочу напомнить предложение нашей комиссии в адрес правительства РФ, которое мы сделали по результатам работы в Мурманском порту. По нашему мнению, процесс определения границ порта нужно разделить на два этапа.

На первом этапе надо в кратчайшее время закрепить на уровне постановления правительства внешние границы порта. На втором этапе - разобраться и по готовности уже закреплять внутренние границы соответствующим кадастровым планом. Я думаю, что в решении второго этапа можно активно привлекать региональные власти. Это, по нашей точке зрения, позволит ускорить решение многих проблемных вопросов.

На вопрос журналистов о состоянии нормативно-правовой базы речной отрасли и необходимых изменениях Вячеслав Попов сказал следующее:

- Если говорить о морских портах, то здесь законодательная база, в основном создана. Есть новый закон о портах, который недавно принят, и он является серьезной основой для того, чтобы развивать морские порты.

По речным портам действительно есть необходимость серьезной корректуры ряда законов, прежде всего, Кодекса внутренних водных путей, а также ряда экономических законов. На мой взгляд, основные проблемы речных портов и вообще внутренних водных путей, в том числе речного судостроения, находятся в области нашей налоговой, таможенной политики, работы контрольных органов.

Сегодняшние выступления участников совещания показывают, что у нас очень серьезная работа впереди. Это работа по законодательному обеспечению именно внутренних водных путей. Необходимо сейчас очень серьезным образом оптимизировать их работу, потому что без решения на законодательном уровне всех проблем, создания условий для эффективной работы внутреннего водного транспорта мы не добьемся ускорения и улучшения ситуации.

Александр Давыденко предложил

создать "Росводпуть"

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ (Морречфлот), Член Морской коллегии при правительстве РФ Александр Давыденко на совещании предложил несколько мероприятий по совершенствованию системы управления речными портами, внутренними водными путями и нормативно-правового обеспечения их деятельности:

- Вопросы, связанные с развитием внутренних водных путей, строительством шлюзов и транспортного флота, подробно и всесторонне рассматривались на заседании Морской коллегии в октябре 2005 года и в марте 2007 года. Тогда обсуждались вопросы реализации национальной политики и перспективы развития судоходства на внутренних водных путях РФ.

Поручения Морской коллегии выполняются в установленные протокольными решениями сроки. Реализация поставленных задач осуществляется в рамках действующей подпрограммы "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". Разработана и утверждена новая подпрограмма "Внутренний водный транспорт" в составе Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы".

Хочу обратить внимание на то, что по первой подпрограмме на 8 лет было выделено 18 миллиардов рублей. А по новой подпрограмме на 6 лет предусматривается выделение 206 миллиардов рублей. Причем, впервые включаются внебюджетные источники, которые составляют 41 миллиард рублей или 20 процентов от всех средств, предусмотренных подпрограммой.

Кроме того, 15 июля 2008 года здесь, на ростовской земле на совещании под руководством Председателя Правительства РФ Владимира Путина по комплексному использованию водных ресурсов Минтрансу России и другим исполнительным органам даны конкретные поручения в части развития внутренних водных путей и строительства судов для их обслуживания.

Во исполнение поручения из п. 17 Протокола Минтрансом России совместно с Росморречфлотом подготовлены и направлены в министерство промышленности и торговли предложения по строительству судов технического флота, а также патрульных и транспортных судов. Во исполнение п. 21 этого же Протокола предложения о включении объектов социального назначения в составе проектов строительства и реконструкции сооружений транспортной инфраструктуры направлены в Министерство регионального развития.

Пути реализации принятых решений были рассмотрены 12 сентября 2008 года в г. Новороссийске на совместном заседании Совета Росморречфлота и Морского совета Краснодарского края. Вопросы, связанные с эффективным использованием федерального имущества в речных портах, а также совершенствованием системы управления речными портами вынесены на сегодняшнее совместное совещание Морской коллегии и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике.

На внутренних водных путях Российской Федерации расположен 131 речной порт, из них 15 портов имеют международное значение, 30 акционерных обществ отнесены к стратегическим предприятиям, 46 портов признаны субъектами естественных монополий.

Общее количество причалов на внутренних водных путях составляет 2472, из них для обслуживания пассажиров используется 552 причала. Порты располагаются в 45 субъектах Российской Федерации, и большинство из них расположены в европейской части страны.

Ежегодно речные порты перерабатывают порядка 230 миллионов тонн грузов, обслуживают около 20 миллионов пассажиров. С 2002 года происходит устойчивый рост объемов переработки грузов в речных портах. В 2008 году ожидается увеличение грузопереработки на 6 процентов.

Большая часть портовых гидротехнических сооружений построена в середине прошлого века. Их износ и износ перегрузочной техники превышает 50 процентов. Модернизация и реконструкция портов и инфраструктуры внутреннего водного транспорта является необходимым этапом реализации задач, определенных Транспортной стратегией России на период до 2020 года.

Минтрансом России разработан проект концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, который проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В ходе разработки концепции были выявлены болевые точки и вопросы, на решении которых необходимо сосредоточиться в первую очередь. В части речных портов можно выделить три основные задачи:

совершенствование имущественных отношений, совершенствование налоговых отношений и совершенствование системы управления.

По решению первой задачи я хочу отметить следующее. Причалы и причальные комплексы относятся к портовым гидротехническим сооружениям, приватизация которых запрещена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года. Управление федеральным имуществом в речных портах осуществляет Росимущество.

Передача причальных комплексов проводится Росимуществом путем заключения прямых договоров аренды с территориальными органами, акционерными обществами, или через промежуточные, подведомственные Росимуществу структуры с дальнейшей передачей в аренду акционерным обществам.

Минтранс России и Федеральное агентство морского и речного транспорта практически отстранены от непосредственного управления имущественным комплексом речных портов Российской Федерации. Сложившаяся ситуация не способствует эффективному управлению федеральным имуществом в речных портах на внутреннем водном транспорте.

Особенно необходимо подчеркнуть, что при существующей системе не обеспечивается надлежащая безопасность судоходства в речных портах. Необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, предусматривающее передачу Федеральному агентству морского и речного транспорта полномочий собственника в отношении федерального имущества в речных портах, как это уже сделано в отношении морских портов. Но при этом надо избежать тех ошибок и негативных тенденций, которые были выявлены при создании структуры "Росморпорта".

В части решения второй задачи, немаловажным для развития речных портов является совершенствование системы налогообложения. Основным критерием обеспечения конкурентоспособности является создание равных условий для всех видов транспорта: и на внутреннем водном, и на железнодорожном и на автомобильном транспорте.

Поэтому предлагается применить единую ставку налога на имущество, которая установлена для железнодорожного транспорта, и для водного хозяйства. Аналогичный подход необходимо применить и в отношении налога на землю. Нужно отметить, что мнение Минтранса России по этому вопросу находит поддержку в Совете Федерации и в Государственной думе.

Большая работа выполнена Экспертным советом и Комитетом по транспорту в Государственной думе при разработке законопроекта, предусматривающего освобождение от налога на имущество объектов инфраструктуры морских и речных портов и от земельного налога участков, занятых морскими и речными портами.

Решение третьей задачи мы видим в рамках реформирования системы управления внутренними водными путями РФ. Минтрансом России разработан проект концепции, который включает мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования, мероприятия по совершенствованию системы управления и мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты.

Мероприятия по совершенствованию нормативно-правого регулирования деятельности речных портов включают подготовку предложений по внесению ряда поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта, а также в законодательство, регулирующее имущественно-земельные отношения в речных портах и правила оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов. Также требуется принятие ряда решений правительством РФ.

В рамках реализации концепции реформирования системы управления внутренними водными путями предлагается создать подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта ФГУП "Росводпуть", провести инвентаризацию федеральной собственности в речных портах с последующей передачей указанного имущества на баланс создаваемого предприятия.

Передача управления федеральным имуществом в речном порту в "Росводпуть" будет способствовать созданию условий для обеспечения и развития основной деятельности портов, эффективного использования федерального имущества в соответствии с его целевым назначением и обеспечение сохранения и воспроизводства федеральной собственности, а также для привлечение средств частных инвесторов в реконструкцию и модернизацию портовых средств и систем обеспечения безопасности судоходства.

Для обеспечения административно-властных полномочий на внутреннем водном транспорте необходимо выделить администрации речных бассейнов, которые будут отвечать за безопасность судоходства, диспетчерское регулирование движением судов и выполнять функции портовых властей.

Таким образом, управление транспортной инфраструктурой, как на внутренних водных путях, так и в портах, будет сосредоточено в подразделениях Росморречфлота, что объективно повысит безопасность и качество предоставляемых услуг и позволит концентрировать усилия на развитие современной инфраструктуры речных портов.

С учетом вышеизложенного предлагаю:

1. Рассмотреть концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями. Предусмотреть разработку комплекса мер по совершенствованию системы управления речными портами. Обратить внимание на разделение административно-властных полномочий и хозяйственных функций. Создать администрации речных бассейновых хозяйствующих субъектов ФГУП "Росводпуть". Передать на баланс ФГУП "Росводпуть" федеральное имущество речных портов.

2. Провести в 2009 году инвентаризацию всех объектов инфраструктуры речных портов, находящихся в федеральной собственности.

3. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ, предусматривающее передачу Федеральному агентству морского и речного транспорта полномочия собственника в отношении федерального имущества в речных портах.

4. Решить вопросы по освобождению портовых гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, от обложения налогом на имущество на земельные участки, занимаемые ими.

Хочу отметить, что у нас есть протокольное поручение с совещания, проходившего 15 июля 2008 года на Кочетовском гидроузле, о том, чтобы эту концепцию мы внесли в правительство в 1 квартале 2009 года.

По поводу границ порта хочу отметить, что законодательно на морском транспорте границы портов уже обозначены по обязательным постановлениям капитанов портов. Дальше идет оформление земельных участков и на основании этого принимается Постановление Правительства об определении границ

В речном транспорте пока мы такую же работу не проведем и не установим, хотя бы, те органы, которые должны издавать обязательные постановления в речных порах, мы этого не достигнем. Поэтому в рамках реформы управления внутренним водным транспортом все эти вопросы должны быть решены.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz