Форум "ЮгТранс-2010" обозначил ведущую роль железнодорожного транспорта в развитии транспортных коридоров на Юге России.

   Заместитель руководителя Южного территориального управления Росжелдора Александрин В.Н. принял участие в работе VI Международного транспортного форума "ЮгТранс-2010" 18-19 марта 2010 года в г.Новороссийске и выступил с докладом "Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры в Южном федеральном округе". В конференции приняли участие представители Минтранса России, крупных транспортно-экспедиторских предприятий Южного и других регионов России, а также Турции, Болгарии, Украины, Казахстана и различных международных организаций. Участники конференции обсудили вопросы совершенствования взаимодействия всех участников транспортного процесса и проблемы развития транспортной системы на Юге России.

Не смотря на сложности в экономике, по-прежнему на направлениях транспортных коридоров к южно-российским портам Черноморского бассейна сохраняются интенсивные грузопотоки. Несмотря на общий спад перевозок в 2009 году, грузооборот южных портов увеличился на 13%. В 2010 году порты увеличили грузооборот сухих грузов на 9,4%. Вместе с тем экспортно-импортные перевозки через припортовые железнодорожные станции увеличились на 3%. Через порты, обслуживаемые Северо-кавказской железной дорогой, перевезено 45,9 миллионов тонн экспортно-импортных грузов. На 13,7% увеличена грузопереработка в порту Новороссийска.

Развитие железнодорожных магистралей осуществляется в соответствии с ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" и Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Программные мероприятия по повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров на Юге страны, включают комплексные инвестиционные железнодорожные проекты по устранению узких мест на направлениях максимальной концентрации грузопотоков в регионе. Железнодорожные линии в составе транспортных коридоров приобрели приоритетное развитие и реализацию преимуществ железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта по пропускной способности его инфраструктуры и скорости доставки грузов.

В 2009 году, в соответствии с реализацией инвестиционных програм Северо-Кавказкой и Приволжской железных дорог в ЮФО, открыты для постоянной эксплуатации 211км новых путей на основных направлениях развития транспортных коридоров к южным портам.

Северо-Кавказской железной дорогой и стивидорными компаниями ведется приоритетное развитие припортовых станций и подъездных путей для обслуживания развивающихся портов Таманского полуострова, а также усиление пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков: Москва-Новороссийск, Саратов-Волгоград-Котельниково-Тихорецк - порты Черноморского бассейна. Это развитие обосновано анализом существующих тенденций и перспектив роста объемов перевозок на Юге России, с учетом существующих проектов по созданию новых портовых мощностей, в том числе (на 70 млн.тонн грузов в год) на Тамани. Это позволит перераспределить на новое направление грузы с перегруженных портов Новороссийска и Туапсе.

Завершается первый этап строительства современного порта Тамань, Этот порт с учетом расширения соседнего порта Кавказ позволит сократить российский транзит грузов через Украину. Объем перевалки грузов в Таманском порту уже к 2012 году составит 9-10 млн.тонн, к 2020 году - 68млн.тонн в год.

На Северо-Кавказской железной дороге в 2009 году было реализовано ряд крупных инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры. Завершено строительство второго Новороссийского тоннеля (протяженностью 1,6км), что позволило увеличить пропускную способность подхода к Новороссийскому морскому порту. Продолжается реализация проекта строительства накопительной припортовой станции и грузового терминала в районе разъезда 9 км.

В 2009 году направлено около 4 млрд. рублей на реализацию проекта "Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла". Ведется строительство вторых путей на 5 лимитирующих перегонах.

Северо-Кавказская железная дорога в 2009 году направила более 1,3 млрд. рублей на реконструкцию участка 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ". Сдан в эксплуатацию второй сплошной путь на перегоне Киевский-Варениковская протяженностью более 21 км. Завершить работы, с учетом строительства вторых путей до станции Вышестеблиевская, реконструкции станций Кавказ, Тамань, Вышестеблиевская и электрификации участка предполагается к 2015 году.

На участке Величковская-Ангелинская уложено около 17 км верхнего строения путей. Заканчивется реконструкция станции Ангелинская. На перегоне Кирпильский-Величковка уложены на 16,4 км пути.

В регионе активно реализуются проекты создания железнодорожных паромных переправ в порты стран Черноморского бассейна. Недавно из порта Кавказ было открыто движение парома на болгарский порт Варна. При осуществлении этого проекта получила путевое развитие припортовая станция Кавказ. Сметная стоимость проекта составила 2 млрд.руб. Развитие станции обеспечивает наращивание объёмов железнодорожных перевозок на существующих морских маршрутах Кавказ-Поти и Кавказ-Крым. В рамках работы по организации комбинированных перевозок между Россией и Турцией через порты Кавказ и Самсун (Турция) в настоящее время ведётся строительство второй очереди железнодорожной паромной переправы в этом порту, ведутся реконструктивные работы в турецком порту.

Самым загруженным направлением грузовых и пассажирских перевозок в регионе является транспортный коридор МТК"Север-Юг" на направлении Москва-Ростов-Новороссийск. В соответствии с подпрограммой "Железнодорожный транспорт России" предусмотрено строительство на этом направлении 2-путного участка Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (обход Украины) (305км, сметная стоимость строительства - 143,3 млрд.руб), для организации скоростного пассажирского движения на направлении "Центр-Юг". Проектом предусмотрено снятие пассажирского движения с этого направления на новую обособленную магистраль. В результате грузовое движение по существующей линии может быть увеличено до 50 пар поездов в сутки. На реализацию проекта в 2010 году планировалось выделить 25 млрд руб. Однако начало реализации проекта строительства линии Чертково - Батайск переносится на поздний срок. Корректировка финансирования ФЦП может быть проведена в 2011-2012 годах, исходя из возможностей бюджета.

Развитие инфраструктуры МТК"Север-Юг" предусматривает комплексное развитие транспортного узла г.Астрахани, реконструкцию Волгоградского и Махачкалинского железнодорожных узлов, строительство участка Ахтуба-Паласовка, реконструкцию участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская, электрификацию на участке Волгоград-Астрахань. Общий объем финансирования проектов коридора на российском участке до 2015 года - 37145 млн. рублей.

В настоящее время в рамках развития МТК"Север-Юг" ОАО"РЖД" совместно с Азербайджанской и Иранской железными дорогами разрабатывается проект строительства на этом направлении железнодорожной линии Казвин-Решт-Астара, реализация которого позволит ввести прямое сообщение между Россией и Ираном. Азербайджанская железная дорога уже ведет активную модернизацию железнодорожной инфраструктуры на этом направлении.

В 2008 году в Вене было принято решение руководителей железных дорог Австрии, Словакии, Украины и ОАО "РЖД" по реализации проекта по продлению колеи 1520мм от польской станции Кошице до г.Вена (300км). Этот проект в перспективе позволит российской колеей от г.Вена до станции Аксарайской связать центр Европы с Казахстаном через Юг России по направлению развития МТК №3 до соединения с проектом ТРАСЕКА и далее этой колеей на Китай.

Железнодорожная часть российского участка коридора проходит через станции Гуково-Лихая-Волгоград-Аксарайская. На этом транзитном направлении намечена реконструкция грузовых станций Лихая, им.М.Горького, Верхний Баскунчак и пограничных пунктов пропуска Аксарайская и Гуково. Предусмотрена электрификация линии Волгоград-Аксарайская. Планируемое строительство пограничных железнодорожных пунктов пропуска "Аксарайская", "Гуково", "Дербент" и усиление инфраструктуры железнодорожных линий на этих приоритетных направлениях внешнеторговых перевозок особенно отвечает интересам отечественных перевозчиков.

Программой ФЦП предусмотрено дальнейшее усиление пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры на участках Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Крымская, со строительством вторых путей и обхода Краснодарского железнодорожного узла. (Протяженность участков строительства вторых путей - 465 км, протяженность обхода Краснодарского узла - 60 км, прогнозируемый объем перевозок - 30,0 млн.т/год). Завершить проект комплексной реконструкции этого участка планируется в 2013 году. Продление этого транспортного коридора к строящемуся порту у Керченского пролива, где проходит водный международный путь МТК №7 (Волга-Дон-Дунай), позволит увеличить внешнеторговые грузопотоки и улучшить взаимодействие всех видов транспорта, и в том числе речного флота (по Дону и Дунаю) на этом удобном пересечении, а также разгрузить Новороссийский транспортный узел.

Такое перераспределение грузопотоков позволяет кардинально решить проблему автотранспортных заторов с зерном, которую ощутили участники форума при въезде в Новороссийск, а также задачу сокращения брошенных поездов на подходе к Новороссийскому морскому порту. Решение во многом связано с планированием ООО "Пищевые ингредиенты" строительства на Тамани зернового перегрузочного комплекса мощностью до 8,6 млн.т зерновых в год.

Помимо инфраструктурного развития сети железных дорог в регионе, следует решать также и следующие задачи: упрощение процесса движения транзитных грузов, включая унификацию перевозочных документов, развитие логистики, современных технологий перевозки, перевалки и хранения грузов. Это позволит увеличить конкурентные преимущества российских железных дорог. Основными задачами, связанными с содействием внешней торговле, являются гармонизация приграничных процедур, создание основ для развития интегрированной мультимодальной транспортной системы, совершенствование тарифной политики перевозок.

Развитие железнодорожных магистралей в составе транспортных коридоров через южные припортовые станции будет способствовать укреплению ведущей роли железнодорожного транспорта и стабильности в развитии транспортной системы, а также экономическому росту Южного региона России.

Александрин В.Н.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz