Как геройскими канонерками стали ростовские буксиры

   О жестоких боях на территории нашей области в 1941-м оперативно рассказывали стране советские писатели, ставшие военными корреспондентами. Например, Константин Паустовский. После его пребывания на Южном фронте в газете "Правда" появился исполненный трагизма очерк "Английская бритва". В нём воспроизведён эпизод, случившийся в Азовском море. Очерк начинается так:"Истребитель, стоявший у берега, бил из орудий...". Паустовский немного ошибся: это был не истребитель, а канонерская лодка "Кренкель"!

То были последние залпы по врагу колёсного речного буксирного парохода Доно-Кубанского пароходства, ставшего канонерской лодкой (КЛ). Следуя морем за отступающими нашими войсками и помогая им огнём трёх орудий, "Кренкель" у Таганрога будет расстрелян немецкой артиллерией...

Построенные в тридцатые годы на ростовском заводе "Красный флот" колёсные буксирные пароходы "Серафимович", "Октябрь", "Ростов-Дон" и пришедший к ним из Киева "Кренкель" все навигации трудились на Дону, выполняя обычные на реке работы. Но когда началась война, в Азовскую военную флотилию (АВФ), ставшую частью Черноморского флота, были мобилизованы морские, речные и рыболовецкие суда. Их срочно переоборудовали в боевые корабли: канонерские лодки, сторожевики, тральщики и бронекатера.

На заводе "Красный флот" буксирам усилили бронёй надстройки и борта. Переделали кубрики, оборудовали арт-склады и установили на каждый по зенитному орудию и по две пушки-сорокопятки к октябрю 1941-го ростовские буксиры стали канонерскими лодками.

***

12 октября Боевой Совет Южного фронта поставил задачу: поддержать артиллерией наши войска на берегу Азовского моря. О судьбе КЛ "Кренкель" вы уже знаете. А "Ростов-Дон" вышла из Таганрога 17 октября, погрузив на борт денежный запас банка, партархив и работников горкома.

Отстреливаясь от врагов, которые уже были у Таганрогского маяка, КЛ получила несколько попаданий снарядов. Появились раненые, убитые, вышло из строя рулевое управление. Канонерка поставила дымовую завесу, ночью спешно ремонтировалась, а утром самолёты немцев обнаружили её и стали бомбить. Лодка получила множество пробоин, н уцелела и к вечеру была отбуксирована в Ростов.

Командование хотело её затопить, но экипаж отстоял свой корабль. В бою у Таганрога был ранен командир Отдельного донского отряда (ОДО) Азовской военной флотилии С. Белоусов, и отряд возглавил капитан 2-го ранга И. Фроликов, сыгравший роковую роль в судьбе некоторых своих подчинённых.

***

К зиме ОДО потерял две канонерки и несколько малых катеров. Лёд сковал Дон и азовское море, и боевые действия перешли на сушу. Из моряков сформировали отряд и роту. Отрядом стал командовать старший лейтенант П. Зинин, ротой - старший политрук Ц. Куников. Моряки были переданы в подчинение 56-й армии и участвовали в боях у Синявки и Морского Чулека, уничтожая отступавших немцев.

***

Весной 1942 года в строй вернулась КЛ "Ростов-Дон", ОДО был придан корабль "Железняков", и численность отряда возросла до 600 человек. Летом ему приказали быть готовым для обеспечения переправы через Дон армейских частей и к действиям в устье Дона.

Канонерки заняли боевые позиции: одна у Узяка, другая у Рогожкино, третья и "Железняков" - у Азова и Казачьего ерика. 23 и 24 июля были днями отступления наших войск на левый берег Дона. Только канонерками от Обуховки, Колузаево, Елизаветинской были вывезены более 1500 бойцов, четыре миномётные роты, три роты противотанковых ружей, две артиллерийские батареи и много военного имущества.

24 июля, после тяжёлых боёв, был оставлен Ростов. В устье Дона наших уже не оставалось, и вся тяжесть борьбы с десантами немцев легла на моряков КЛ. Отбиваясь от врагов, канонерки отходили к морю.

Дни 25-28 июля были самыми тяжёлыми для канонерок и "Железнякова". Бомбовые удары врага не прекращались.28 июля у лоцманского поста за Азовом оказалась потоплена КЛ "Серафимович". Были повреждены и "Октябрь", и "Ростов-Дон", и "Железняков", где находился штаб отряда.

КЛ "Ростов-Дон" получила много пробоин. Потери среди моряков были такими большими, что комендор С.Клевцов почти двое суток вёл огонь из орудия один!

28 июля необъяснимый поступок совершил командир отряда И. Фроликов. Увидев повреждения "Железнякова" и решив, что кораблю грозит гибель, он приказал экипажу сойти на берег. Сошёл сам, увёл за собой командира Маринушкина. НО экипаж не покинул израненный корабль, продолжая вести огонь по врагу. Вскоре туда прибыли флагманский артиллерист старший лейтенант Б. Чесноков и офицер связи. Установили связь с базой в Азове и запросили зенитно-артиллерийскую поддержку. Вернулся на корабль и командир Маринушкин ...

Канонерки уходили к Ейску, огнём прикрывая отступавших по берегу бойцов. 31 августа остатки Отдельного Донского отряда прибыли в город, где сразу же были арестованы Маринушкин и несколько офицеров. Их судил трибунал - разжаловал и направил в штрафные подразделения. Только Фроликову повезло: кто-то его защитил, он был помилован и до конца войны оставался офицером. За остальных, тех, кто подчинился его приказу, заступиться было некому. Маринушкин погиб штрафником в 1944 году и был реабилитирован только после войны, посмертно.

***

Корабли и личный состав ОДО, покинув Дон,стали моряками Отдельного кубанского отряда Азовской военной флотилии. Канонерки "Ростов-Дон" и "Октябрь", отражая атаки врага с воздуха, моря и суши, оказались "запертыми" и по приказу командования экипажи взорвали свои корабли. На дне Темрюкского залива обрели последние причалы бывшие речные колёсные буксиры "Ростов-Дон" и "Октябрь".

"Железнякову" улыбнулась удача: его экипаж вручную (!) прокопал у посёлка Пересыпь намытый морем песок, и корабль смог прорваться из лимана через Керченский пролив в Чёрное море.

Так закончился боевой путь, полный героизма и трагизма, ростовских колёсных буксирных пароходов, ставших в годы войны настоящими истребителями врага. ...память о буксирах-канонерках увековечена на одном из пилонов мемориала "Освободителям Ростова" на Театральной площади. А "Железняков" воевал до Победы и был установлен в 1967 году на пьедестале в Киеве, перед бывшим заводом "Ленинская кузница". Не знаю, стоит ли он там сегодня...

С. Шелобод


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz