Командир дивизиона катеров
Не раз в беседах со своими моряками Николай Сипягин говорил: «Не каждому из нас дано дожить до светлого дня Победы над фашистами, но каждый должен исполнить свои долг перед Родиной и нашим народом». Герой-черноморец не дожил до Победы, но внес вклад, во всеобщую борьбу с врагами нашей страны...
Николай Иванович Сипягин родился 23 июня 1911 года в Ставрополе.
В 1930 году 19-летним юношей поступил он в морской техникум и в 1933 году закончил полный курс, получив звание техника водного транспорта по морскому судовождению.
Летом 1939 года, при прохождении военных сборов на боевых кораблях Черноморского флота, он показал высокий класс во владении специальностью кораблевождения и при выполнении задании боевого применения вооружения малых кораблей военного флота, Ему было предложено перейти на воинскую службу па Черноморский флот и в звании лейтенанта он был назначен командиром катерного тральщика Одесской военно-морской базе. Началась Отечественная война... Лейтенант Сипягин, командуя звеном из трех катеров КТЦ, принимал участие в обороне Одессы, потом Севастополя, обеспечивая плацдармы для ведения боевых действий подкреплением личным составом, вооружением и боеприпасами.
После оставления нашими войсками Севастополя старший лейтенант Н.Сипягин командовал отрядом малых кораблей в составе Новороссийской ВМБ, а в первых числах сентября 1942 года назначен командиром дивизиона сторожевых катеров и «малых охотников» по охране рейда Новороссийского порта.
В это время фашистские войска вторглись в пределы Новороссийска, вышли в район холодильника у Цемесской бухты, чем рассоединили наши части, оборонявшие город. В ночь с 7 на 8 сентября экипаж катеров под командованием Н. И. Сипягина успешно осуществили операцию по переброске около пяти тысяч защитников западной части города через бухту в район цементных заводов. Враг был остановлен на этом рубеже и дальше не продвинулся по Сухумскому шоссе ни на шаг.
С 20 сентября 1942 года до января 1943 года, в период осенних и зимних штормов, экипажи «морских охотников» и сторожевых катеров дивизиона под командованием старшего лейтенанта Н.И. Сипягина, базировавшиеся в Геленджикской бухте, ощуществили более 60 боевых походов, выполняли задания по налетам на вражемские порты базирования плавсредств противника и береговые укрепления, высаживали в ближние тылы фашистов разведывательные и диверсионные группы морских пехотинцев.
К 10 января 1943 года из добровольцев частей и кораблей Новороссийской ВМБ (командир контр-адмирал Г.Н. Холостяков) под командованием майора Ц.Л. Куникова был сформирован отряд морской пехоты для высадки в ближайший тыл противника. Осуществление высадки этого подразделения поручалось экипажам катеров дивизиона старшего лейтената Н.И. Сипягина.
И вот в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года семь катеров дивизиона с куниковцами на борту отправились на десантирование на западном побережье Цемесской бухты в район рыбзавода в поселке Станичка (южная окраина города Новочеркасска).
О моменте высадки десанта - из рассказанного контр-адмиралом Георгием Никитичем Холостяковым:
«...Всем катерам удалось подойти к берегу (один из семи был сильно поврежден и его команда пошла в бой вместе с десантниками).
Весьма удачно - прямо на берег и именно там, где было намечено, высажено командование штурмового отряда с Куликовым во главе. Потеряв при самой высадке лишь одного бойца, отряд ринулся вперед, действуя всем наличием оружия - от гранат и пулеметов до кинжалов. Враг по выдержал этого стремительного натиска, бросив свои позиции у уреза воды с десятками дзотов и блиндажей, фашисты откатились за полотно идущей вдоль бухты железной дороги...»
Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - противник усилил артобстрел всей акватории бухты, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники - сипягинцы совершили еще два рейса к Станичке, а в итоге к утру в распоряжении майора Куникова уже было 870 бойцов и командиров.
За успешное проведение десантной операции по высадке десанта в Станичку многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенанта».
Командирское мастерство, мужество и отвага Николая Ивановича Сипягина еще более ярко проявились при высадке десанта в порт Новороссийска в ночь с 9 на 10 сентября 1943 года. Катера 4-го дивизиона СКА под командованием Сипягина одними из первых ворвались в порт и высадили подразделения 255-й бригады морской пехоты в районе холодильника и Каботажной пристани. И в последующие дни катерники прорывались в порт и доставляли десантникам пополнение личным составом, боеприпасы и продовольствие...
После шестидневных ожесточенных боев утром 16 сентября 1943 года город Новороссийск был освобожден от годовой фашистской оккупации. Среди отличившихся частей и соединений армии флота при освобождении города в приказе Верховного Главнокомандующего отмечен личный состав дивизиона СКА, которому присвоено почетное наименование «Нозороссийский».
В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский вручил орден Красного Знамени Н.И. Сипягину и присвоил ему звание капитана 3 ранга. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Николаю Ивановичу Сипягину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Виктор Савченко, ветеран войны и труда
«Приазовский Край. Российский корреспондент», № 7 от 13 мая 2010 г.
|