Комбриг "морской кавалерии"

   Их называли кавалерией, хотя они ходили в атаку не на пыльных полях Подмосковья, как знаменитые эскадроны генерала Доватора. А летали по волнам на голубых морских просторах. То были прославленные моряки торпедных катеров. Скорость этих машин можно было развить до 8 морских миль, то есть 80 километров в час. Казалось, они не плыли по водной глади, а именно летели, касаясь выступом своего днища - реданом - гребней волн…

Один из таких боевых отрядов в Великую Отечественную войну водил в сражения комбриг Виктор Трофимович Проценко.

С Тихого океана - на Черное море

Весной 1943 года телеграмма из Москвы заставила командира В.Т. Проценко проститься с товарищами-тихоокеанцами и пересечь почти всю страну, чтобы добраться до кавказского города - порта, где в то время находилась главная база Черноморского флота. Эта же депеша заставила тогда его и вспомнить на долгом пути от Тихого океана до черного моря прожитые годы...

Виктор Трофимович Проценко родился 10 февраля 1911 года в Ростове-на-Дону в рабочей семье, которая после окончания гражданской войны переехала в город Москву и здесь прошло детство и юность Виктора. Окончив семилетку, работал электромонтером на заводе и учился на вечернем отделении в техникуме. Нелегко было совмещать работу и учебу, но юноша по выходным дням посещал занятия в "морском клубе", где осваивал корабельные специальности...

Летом 1931 года Виктор Проценко, окончив техникум и "Заболевший морем", уже с путевкой Московского горкома комсомола отправился на Балтику. Пройдя курс молодого матроса, более двух лет учился на курсах командного состава флота и в декабре 1933 года лейтенант В.Проценко получил направление на дальний Восток, где создавался мощный Тихоокеанский флот.

Первая его должность - командир самого малого боевого корабля - торпедного катера. В эти кораблики Виктор Проценко влюбился, когда впервые увидел их стремительный бег по глади Финского залива. Легкие, быстрые, а боевое оружие на них такое, что самые большие военные корабли их остерегаются.

Девять лет Виктор Трофимович Проценко прослужил на Тихоокеканском флоте последовательно - командиром экипажа, звена, отряда ТКА, а с 1942 года в звании капитана 3-го ранга командовал уже дивизионом торпедных катеров.

Капитан 3-го ранга В.Т.Проценко был назначен командиром 2-й бригады торпедных катеров Новороссийскую военно-морскую базу. По состоянию на апрель 1943 года советские войска Северо-Кавказского фронта, изгнав оккупантов из большей части территории Ставрополья и Кубани, встретили отчаянное сопротивление фашистских войск на укрепленном рубеже "голубой линии", которая пролегала от Новороссийска на Черном море через станицу Крымская к Азовскому морю восточнее города Темрюка.

Но штабом Новороссийской ВМБ планировалась морская операция как особая и каждую ночь к Мысхако следовали караваны плавсредств, доставлявшие десантникам пополнение личного состава, вооружение, боеприпасы, продовольствие...

Сопровождение и охрана их возлагались на 4-й дивизион СКА под командованием капитан-лейтенанта Н.И.Сипягина, а дозорная служба в море - на торпедные катера 2-й бригады под командованием капитана 3-го ранга В.Т.Проценко. Кроме боевых заданий по охране караванов, личные составы ТКА бригады В.Проценко выполняли задания по высадке разведдиверсионных групп в тыл противника на Черноморском побережье Таманского полуострова, а также постановкой глинных заграждении на форватерах следования плавсредств противника в Анапский порт и Керченский пролив. За три месяца экипажами ТКА 2-й бригады под личным руководством комбрига В.Проценко на вражеских морских коммуникациях было установлено около 500 мин. И как докладывала наша авиаразведка, на этих минных поставках подорвалось 17 кораблей противника. Многие члены экипажей ТКА 2-й бригады были удостоены государственных наград, комбригу В.Т.Проценко был вручен орден Красного Знамени.

Огненные мили

После победоносного завершения битвы на Курской дуге войска Северо-Кавказского фронта и силы Черноморского Слота готовились к изгнанию оккупантов с Таманского полуострова. Первый удар намечено нанести по правому флангу " голубой линии " в районе Новороссийска силами восточной и западной группировок сухопутных войск 18-й армии и высадкой десанта непосредственно в Новороссийский порт.

Командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Георгий Никитич Холостяков получил секретную директиву - к 3 сентября 1943 года подготовить к высадке десанта все имеющиеся плавсредства базы, а также прибывшие в его распоряжение из Туапсинской и Потийской ВМБ сторожевые и торпедные катера.

Контр-адмирал пригласил к себе командира 2-й бригады ТКА капитана 3-гo ранга В.Т.Проценко и дал ему для ознакомления организационный приказ на предстоящую операцию, подписанный командующим флотом вице-адмиралом Л.А.Владимирским. В приказе речь шла о составе трех десантных отрядов кораблей. Отдельным пунктом было записано : "Командиром высадки десанта назначается контр-адмирал Холостяков, командиром отряда обеспечения высадки десанта капитан 2-го ранга Проценко".

Вот что рассказывал Виктор Трофимович Проценко о подготовке к операции в порт Новороссийска:

"На столе адмирала лекала карта Новороссийска с нанесенной оперативной обстановкой по состоянию на 1 сентября 1943 года. Я внимательно рассмотрел её. В правом нижнем углу было написано карандашом: Город обороняют 73-я пехотная, 4-я горнострелковая.

101-я легкопехотная немецкие дивизии и 4-я горнострелковая румынская дивизия.

Всматриваюсь В разноцветные пометки на карте. Побережье, подходы к порту 8 сам город покрыты сплошной сетью всевозможных заграждений. Здесь и минные поля и колючая проволока, и бетонированные доты и дзоты, траншеи и ходы сообщении... Особенно сильно укреплен порт. Подходы к нему освещаются прожекторами, каждый квадратным метр Цемесской бухты пристрелян артиллерией.

- Ну как, нравится? - спросил Холостяков.

- Не очень. А сколько морских мин на подходе к порту и внутри гавани?..

- Вот об этом нам противник не докладывал, - засмеялся адмирал, - как, между прочим, и об всем остальном...

Чем дольше я всматривался в карту, тем острее становилась догадка о местах высадки десантных войск...

- Неужели десант непосредственно в порт?- спросил я.

- Не только в порт, но и в сам город. Значит, будем считать, что задачу ты понял. Одним словом - думам. А завтра доложишь мне свое решение - не только на словах, но и на бумаге. Учти: не одна душа об этом не должна знать. Запрещаю даже слово "Новороссийск" произносить, понял?

Над картой Новороссийска в одиночестве я просидел всю ночь, разрабатывая варианты формирования отрядов кораблей обеспечения высадки десанта, А утром представил контр-адмиралу Холостякову своп предложения - для обеспечения операции сформировать четыре группы кораблей:

- отряд охраны и прикрытия десанта с моря,

- отряд разграждения входа в порт и торпедирования молов,

- отряд торпедирования причалов в центральной части порта,

- отряд торпедирования огневых точек противника на западном побережье бухты до входа в порт.

При обсуждении моих предложений возникло ряд вопросов, например; как торпеду, вершащуюся от лобового удара, заставить, выскочив на берег, взорваться? Кроме того, надо было разработать способы подрыва тросов и бочек бонового заграждения между молами, обеспечение входа катеров в порт.

- Значит, нам следует "заставить кота горницу есть", -пошутил флагманский минер базы капитан 3-го ранга Семен Ладыженский. - Будем изобретать инерционные взрыватели, обеспечивающие взрыв торпеды при полном погашении инерции её движения по земле. Надо отметить, что со всеми поставленными задачами минеры базы успешно справились. Торпедирование объектов на побережье и подрыв бонового зограждения были опробованы на практике и одобрены командующим флотом и командиром высадки десанта..."

В ожесточенных боях

В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года начался штурм Новороссийска. Без преувеличения можно утверждать, что десантирование войск в порт города в значительной мере зависало от поспешного выполнение боевого задания экипажами катеров по разграждению входа в порт. Моряки, проявив мужество и отвагу, с поставленной задачей справились успешно...

В течение 10 минут был осуществлен подрыв тросов и потоплены бочки бонового заграждения, а экипажи ТКА произвели торпедирование молов, затем высадили десантные группы и очистили молы от фашистских автоматчиков и пулеметчиков.

В 3.00 комбриг В.Т. Проценко, лично возглавлявший выполнение этих операции, доложил в штаб высадки десанта: "Вход в порт свободен!" Первыми в порт ворвались ТКА отряда под командованием капитан-лейтенанта А.Ф. Африканова и торпедировали причалы, вслед за ними СКА дивизионов под командованием капитан-лейтенантами Д.А. Глуховым. Н.И. Сипягиным, П.И. Державиным, Г.И. Гнатенко и капитаном 3-го ранга Н.Ф. Масалкиным.

За овладение плацдармами в городе вели ожесточенные бои морсиле пехотинцы 255-й бригады, 393-го отдельного батальона под командованием полковника А.С.Потапова и капитан-лейтенанта В.А. Ботылева, а также пехотинцы 1332 стрелкового полка (командир подполковник С.И. Каданчик). А с востока (Мил от завода "Октябрь") и с запад (Малая земля) повели наступление группы войск 18-й армии. Ожесточенные бои не стихали 7 суток... Только в 10 часов 16 сентября 1943 года последний фашист был изгнан из Новороссийска.

Вечером 16 сентября 1943 года по радио передан приказ Верховного Главнокомандующего, адресованные генерал-полковнику И.Е.Петрову и вице-адмиралу Л.А.Владимирскому, с объявлением благодарности войскам, участвовавшим в освобождении города Новороссийска и о присвоении наименования "Новороссийских" 19-ти особо отличившихся частей и соединении армии, авиации и флота. В числе отличившихся названа и 2-я бригада торпедных катеров Черноморского флота.

Многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей ТКА 2-й бригады были удостоены орденов и медалей, а командиру бригады капитану 2-го ранга вручен полководческий орден Суворова II ст.

В послевоенные годы В.Т. Проценко командовал 1-й бригадой ТКА, затем соединением ОВРа в городе Севастополе. В 1950-53 годах командовал Южно-Сахалинской ВМБ на Тихом океане. В 1953-56 годах учился и окончил Академию Генерального штаба СССР, после чего был старшим советником командующего военно-морским флотом Китая.

Потом более десяти лет служил в Генеральной инспекции МО СССР.

В звании контр-адмирала Виктор Трофимович Проценко в 1971 году уволился в запас и жил в Москве.

Славный сын Отечества умер в конце 80-х годов, похоронен в городе Москве.

Виктор САВЧЕНКО, ветеран войны и труда


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz