Кадровый форпост на юге России
Ростовский филиал Московской государственной академии водного транспорта - кадровый форпост на юге России
Морской и речной флот - часть истории государства Российского. Моря и реки сделали Россию великим государством, которое являлось и остаётся самой крупной континентальной державой, одновременно является великой морской державой. Вместе с внутренними водными путями Россия представляет уникальную воднотранспортную сеть, решающую большие задачи в развитии экономики страны.
Водному транспорту всегда требовались и требуются специалисты с высоким уровнем образования и всесторонней профессиональной подготовкой, прокладывающие себе дорогу упорным трудом, мужеством и смелым подвигом.
История России, её экономическое и географическое положение создали неповторимый образ моряка и речника - большого патриота, человека энергичного, предприимчивого, трудолюбивого, чувствующего значимость своей профессии.
В числе немногих учебных заведений государство поручило подготовку таких специалистов Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ).
Академия является единым учебным комплексом. Более четверти века назад на её базе впервые в стране было внедрено трёхуровневое обучение учащихся, курсантов, студентов в транспортной отрасли.
Ростовский филиал МГАВТ, созданный на базе Ростовского-на-Дону речного училища, имеет богатое прошлое. Его история уходит корнями в далёкие тридцатые годы двадцатого столетия, где с характерной устойчивостью чередовались открытия, закрытия и слияние учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для морского и речного флота. Страна Советов ещё определялась, нужен ли ей речной флот или нет, а если нужен - то каким должно быть флотское образование? Момент истины, как ни странно, наступил в годы Великой Отечественной войны, когда европейская часть Советского Союза лежала в развалинах, вся экономика страны была сориентирована на войну, да и с трудовыми ресурсами было не легче.
Правительство, определяя как будет восстанавливаться народное хозяйство страны в послевоенный период, приняло решение 24 марта 1942 года об открытии в г.Ростове-на-Дону речного техникума. Ростов был освобожден от немецких оккупантов 14 февраля 1943 года, и сразу же техникум приступил к работе: был подобран состав преподавательских кадров, набраны курсанты и 19 февраля 1943 года началась подготовка кадров речников, которая продолжается по настоящее время.
15 мая 1946 года техникум произвёл первый выпуск молодых специалистов в количестве 56 человек.
С первых месяцев 1946 года страна столкнулась с рядом серьёзных, но вполне естественных для того времени трудностей, связанных с преодолением последствий войны и переводом экономики на мирные рельсы. Большие потери в людях, замедление темпов подготовки специалистов, неотложные задачи улучшения организаций и увеличения объёма перевозок делали эту проблему особенно острой.
Большую роль в расширении подготовки квалифицированных кадров сыграло постановление Государственного Комитета обороны (ГКО) о создании на базе техникумов речных училищ. Курсанты жили при училищах и находились на полном государственном обеспечении, получая при этом стипендию.
Приказом Министра речного флота СССР от 14 мая 1952 года за № 124 Ростовский речной техникум был преобразован в речное училище. Перед руководством нового учебного заведения стояла огромная задача: создание высокопрофессионального педагогического коллектива, развитие до современного уровня материальной базы и обеспечение, как результат, подготовки высококвалифицированных командиров флота. В разные годы в училище были построены общежитие, учебные мастерские, дизельная лаборатория, водноспортивная лаборатория, новое общежитие и, наконец, новый учебный корпус, где и размещается сейчас филиал. Прирастал профессиональными кадрами педагогический коллектив.
Проходящие в ходе развития транспортной системы изменения (совмещение профессий, повышение уровня автоматизации, строительство повышенного класса новых судов и выход в морское плавание) всякий раз ставили перед образовательными учреждениями всё новые и более сложные задачи.
В 1966 году было открыто новое отделение "Морское судовождение" по подготовке судоводителей для судов смешанного "река-море" плавания. Аналогичные изменения произошли в училище в последующем и на других отделениях. Сегодня учебное заведение кроме судоводителей ведёт подготовку механиков, электромехаников для судов смешанного "река-море" плавания, а также специалистов по эксплуатации внутренних водных путей.
В учебном заведении трудится высокопрофессиональный коллектив, использующий современные формы педагогической деятельности, а способствует этой работе учебно-материальная база соответствующего уровня, которая включает в себя современные лаборатории и кабинеты, компьютерные классы, тренажёрные системы:
" радиолокационный тренажёр;
" навигационный тренажёр NS-2003;
" тренажёр Глобальной морской системы связи при бедствии;
" тренажёр "Капитанский мостик" с системой ночной визуализации;
" тренажёр по оказанию первой медицинской помощи;
" мультимедийный программный комплекс "Машинное отделение";
" мультимедийный программный комплекс по подготовке моряков английскому языку "Англомар".
В филиале имеются спортивно-оздоровительный комплекс, водноспортивная лаборатория с парком учебных гребных и моторных судов.
С 1997 года училище активно включилось в работу по реформированию системы среднего профессионального образования: был осуществлён переход на обучение по новым государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, проведено лицензирование и аккредитация образовательных программ.
Министерством транспорта РФ училище было включено в число разработчиков Государственных образовательных стандартов нового поколения, за училищем была закреплена специализация по подготовке техников-судоводителей смешанного "река-море" плавания.
Особенно успешно в те трудные годы развивалось сотрудничество с Азово-Донским Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства. Проявилось на практике в высокой степени партнёрство двух коллективов - училища и Бассейнового управления, где руководителем работал выпускник училища Огарёв Александр Васильевич. При активной материальной и кадровой помощи Управления в 1999 году в училище была открыта подготовка специалистов по эксплуатации внутренних водных путей. Подготовка достойной кадровой смены путейцев, решение региональных вопросов образования молодёжи, участие коллектива в процессе обучения и воспитания курсантов, направление их на практику и дальнейшее трудоустройство на суда Управления - это была дальновидная и поистине государственная политика наших коллег по партнёрству.
В определённое время у командования училища и руководства Министерства транспорта сложилось мнение - коллектив достиг такого уровня, когда ему можно поручать и другие, более сложные задачи. Было принято решение о реорганизации речного училища в структуру высшего учебного заведения - Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ).
Перед коллективом встали новые задачи. И снова, как это бывало раньше, в острой конкурентной борьбе встают вопросы: чем заниматься, каких специалистов готовить для флота. Анализируя за последние годы структуру транспортных перевозок по воде в Азово-Донском регионе, можно сделать вывод, что основная часть осуществляется в судах смешанного "река-море" плавания. Вот несколько конкретных цифр.
Только за навигацию 2008 года грузооборот в границах Азово-Донского Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС) составил 19054 тыс.тонн, из них в судах смешанного "река-море" плавания - 17400 тыс.тонн, или 91,3%.
Филиал активно развивает социальное партнерство с судовладельческими предприятиями как южного региона, так и европейской части России. Особенно успешно отношения складываются с ЗАО "Азово-Донское пароходство" Подавляющую численность командного состава на судах предприятий этого холдинга: "Донречфлот, "Волго-Донское пароходство" и др.составляют выпускники Ростовского филиала ФГОУ ВПО "МГАВТ" (а ранее -Ростовского-на-Дону речного училища). Это говорит о правильности выбранной Ростовским филиалом МГАВТ стратегии в плане подготовки специалистов командного состава флота для судов как внутреннего, так и смешанного "река-море" плавания. В 2008 году начала реализовываться программа частно-государственного партнерства по подготовке специалистов: ООО "Азово - Донской кадровый центр", входящее в Ошибка! Ошибка связи.заключило договора с 15 студентами нового набора и учебным заведением о целевой подготовке на суда холдинга. За время обучения компания выплачивает курсантам
именные стипендии в размер
е 1000 рублей; орг
анизует прохождение всех видов плавательных практик с соблюдением требований к продолжительности ценза плавания, необходимого для дальнейшего рабочего дипломирования; перечисляет денежные средства учебному заведению для развития учебно- материальной базы.
18 марта 2009 года Ростовский филиал МГАВТ посетили высокие гости - Полномочный представитель Президента РФ в Южной Федеральном округе Устинов В.В., Министр транспорта РФ Левитин И.Е., Губернатор Ростовской области Чуб В.Ф. и Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Давыденко А.А. На торжественном построении на Большом плацу филиала Министр транспорта РФ вручил отраслевые награды работникам и курсантам учебных заведений, ведущих подготовку специалистов водного транспорта в городе Ростове-на-Дону. Затем гости ознакомились с учебно-материальной базой филиала, включая Морской учебно-тренажёрный центр. Особый интерес был проявлен к музейной экспозиции, повествующей о знаменательных вехах в истории учебного заведения. Согласно флотской традиции курсанты филиала вручили гостям памятные подарки - тельняшку, пилотку и вымпел.
Рынок труда специалистов водного транспорта ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Сегодня в отрасли возросла востребованность специалистов с высшим инженерным образованием: предприятия хотят иметь в штате судовых и береговых работников с более глубокими знаниями по специальным дисциплинам, в области экономики и менеджмента, профессионально владеющих английским языком.
В настоящее время Ростовский филиал МГАВТ прошёл в Рособрнадзоре процедуру лицензирования образовательных программ высшего профессионального образования. В 2010 году начал подготовку будущих инженеров - судоводителей, судомехаников, электромехаников, судостроителей, портовиков и экономистов пока по заочной форме обучения.
Дорогу осилит идущий…
Сергей Кравцов, директор филиала, к.пед.н.
Юрий Нарижний, консультант филиала, почетный работник транспорта РФ
|