Алые паруса капитана Синенко

   Когда заходишь в "Седовку", в кабинет военно-морской подготовки экипажей гражданских судов, то поражает обилие флагов. Их привозят в подарок капитану II ранга Леониду Петровичу Синенко бывшие курсанты из дальних рейсов.

Сам Леонид Петрович расцвечивает кабинет и радуется - ведь во всех этих странах он сам когда-то побывал, прежде чем попасть на преподавательскую работу.

Родился Леонид Петрович 23 февраля 1943 года в Северном Казахстане, куда его предки, донские казаки, перекочевали ещё в 1895 году, в поисках воли. Пошли жить на свободные земли - на Дону уже правил крупный капитал. Богатые предприниматели, в основном из немцев, скупали всё - земли, заводы.

С детства мальчика, родившегося в пустынных степях, звало море - может, потому, что он родился в День Советской Армии и Военно-Морского Флота? А может, рассказы родителей, ещё помнивших вольную воду... Или генетическая память о Доне Великом и Азовском море...

Закончил Лёня десять классов и приехал в Ростов-на-Дону воплощать свою мечту. Подал документы в знаменитую "Седовку" Знаний хватало - с успехом сдал вступительные экзамены. Но - всё равно, его не приняли. Не выговаривал парень букву "Р". В те времена для будущего штурмана почти непреодолимое препятствие. Документы вернули. Тогда Синенко поступил учиться на машиниста электровоза в городе Балхаш Карагандинской области в железнодорожный техникум. Учился почти два года - и всё это время тренировал дикцию. Победил упрямую букву - так мечталось о море!

Пока отрабатывал после учёбы по распределению молодой специалист - грянул Карибский кризис. Железнодорожную бронь сняли и призвали в армию. Спросили в военкомате:

- Где хочешь служить?

Не задумывался Леонид:

- Только на флоте!

Отправили молодого бойца на Тихоокеанский флот. Там уже закончил боевой отряд по специальности связиста. Потом определили на подводную лодку и стали формировать добровольцев на Кубу. Ещё прошёл месяц боевой подготовки. Тренировали ребят жёстко, в стиле "коммандос". И вот, наконец, построение. Командир встал перед строем:

- Жаль, ребята, что и вам воевать приходится. Мы надеялись - закончились войны. Но коль пришла беда - то... Добровольцы, выйти из строя!

Строй шагнул вперёд единым порывом, единым движением. Испугался Леонид потом: что, если бы споткнулся, замешкался, не успел?

- Что ж, раз так, - сказал командир, - то придётся самим выбирать.

Ещё сутки напряжённого ожидания. И вот - объявление по радио: "Матрос Синенко (и ещё три фамилии), к командиру!".

Пришли матросы к командиру. А там их ждут из партийной и комсомольской организаций.

- Вот, товарищи матросы. По рекомендации комсомольской организации принято решение направить вас на учёбу в Тихоокеанское Высшее военно-морское училище имени адмирала Степана Макарова.

От обиды слёзы выступили у Леонида, хоть он и сдержался. Он так надеялся послужить Родине в бою... Но на флоте приказы не обсуждают, а выполняют.

На Кубу Леонид Петрович всё-таки попал, но гораздо позже. Когда уже закончил ТОВВМУ и стал инженером-штурманом в звании флотского лейтенанта. Когда уже прошёл на подводной лодке четыре автономки и был комиссован по состоянию здоровья - стали портиться зубы. Уже после назначения в Севастополе, где стал помощником командира корабля. Во время службы на Тихоокеанском флоте флагманским штурманом Соединённой флотилии.

Очень сложны были условия службы штурманской команды. На Тихоокеанском флоте из-за вулканической деятельности небо летом почти всё время покрыто тучами. И стоило появиться хоть одной звёздочке - бежали штурманы с секстантом, чтобы определить местоположение. А потом рассчитывали курс по звёздному глобусу.

Как-то отдыхали наши военнослужащие после задания в санатории в Сиен Флегас, на Кубе. Часть океана отгорожена высокими прочными решётками - акул за оградой видимо-невидимо. Жара, духота, температура воды до 37 градусов. Леонид Петрович следит за вверенными ему бойцами - десять человек вошли в океан и десять должны выйти. Акулы за решёткой лоснятся чернотой, зубами щёлкают, сожрать хотят. А ребята в безопасности плещутся. Вдруг дикий вопль огласил побережье. Одному из бойцов в ногу вцепилась злобная метровая мурена. Она тонкая и гибкая, как змея, вот и проплыла сквозь отверстие между прутьями. Еле ножом зубищи разжали.

Перевязали рану - и опять купаться. Внезапно среди них выныривает и вырывается вверх нечто чёрное, блестящее.

Леонид Петрович рассказывает, что он впервые увидел момент телепортации - с такой скоростью оказались на берегу его подопечные.

Повернулись к океану - а к берегу подплывает симпатичная маленькая негритяночка. Она захотела поближе познакомиться с советскими парнями и пробралась на территорию санатория. Потом они подружились. У Леонида Петровича даже есть снимок с этой девочкой.

А в 1974 году Леонида Петровича Синенко представили на должность командира дивизиона кораблей. Не утвердили - из-за тропической лихорадки. Так и попал боевой офицер, капитан II ранга на педагогическую работу. С 1987 года направили начальником учебной части военно-морской кафедры Ростовской-на-Дону мореходки. Через 28 лет добрался до "Седовки" Леонид Синенко. До 2001 года ходил с курсантами на практику уже на парусных судах. Самый большой парусник в мире "Георгий Седов" шесть раз был под его началом. "Крузенштерн" - только один. Этот парусник известен как галеон "Секрет" из фильма "Алые паруса".

Сейчас учит Леонид Петрович будущих гражданских мореходов быть готовыми к любым неожиданностям в морях и океанах - от пиратов, что как хищные акулы кружат по мировой водной глади до пожаров и аварий на судне. И собирает коллекцию флагов разных стран, что привозят его ученики. Через всю жизнь пронося великую любовь к морю и своей Родине.

Анна Богатырёва


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz