"Демередж: как компенсировать потери при простое судна"
11 февраля эксперты по морскому праву юридической фирмы "Эберг, Степанов и партнеры" в рамках круглого стола обсудили с представителями крупнейших компаний-зернотрейдеров и Ростовской области наиболее эффективные методы по максимальному увеличению компенсаций за простой судна. В свою очередь, участники из числа фрахтователей получили практические рекомендации по снижению риска уплаты демереджа.
Адвокат юридической фирмы "Эберг, Степанов и партнеры" Инна Макарова рассказала о нормах российского права, регулирующих правила и порядок расчета демереджа. Она также привела примеры из существующей судебной практики российских арбитражных и третейских судов по искам о взыскании платы за простой судна.
Наибольший интерес у участников круглого стола вызвала тема определения и правильной фиксации в договорах сталийного, контрсталийного и сверхконтрсталийного времени.
Г-жа Макарова также объяснила, каким образом регулируются вопрос компенсации за простой судна в портах Ростова-на-Дону, Таганрога, Новороссийска. Она подробно остановилась на вопросе правильного оформления документов по погрузке и выгрузке грузов (нотис о готовности, таймшит, стейтмент и др.) для обеспечения надлежащего подтверждения права на взыскание и размера демереджа (для судовладельца/перевозчика) или отсутствия такого права (для фрахтователя).
Арутюн Арутюнян, юрист ЮФ "Эберг, Степанов и партнеры", рассмотрел вопросы демереджа с точки зрения английского и международного коммерческого права (lex mercatoria). Он затронул вопросы расчета сталийного времени и демереджа, исключений и условий прерывания сталийного времени.
Справка:
Де?мередж (от фр. demeurer - задерживаться) - в торговом мореплавании плата, причитающаяся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени. Размер демереджа определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
В морских контейнерных перевозках демередж - оплата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнерного оборудования на протяжении времени с момента вывоза его с грузом с территории порта по момент возврата порожнего контейнера в порт или на контейнерный терминал. Выплачивается владельцу контейнера, как правило, судоходной линии.
Вера Короченская
менеджер по связям с общественностью
Юридическая фирма "Эберг, Степанов и партнеры"
|