Юнги в годы войны
Тяжёлые годы Великой Отечественной войны с невероятной жестокостью ударили по судьбам несовершеннолетних. Война отнимала у них родителей, гнала в незнакомые города, оставляя без крова над головой. Многие гибли и получали увечья от бомбёжек, умирали от голода, как в блокадном Ленинграде.
Ещё в пятилетнем возрасте меня из Херсона перевезли в Батуми. В 1933 году на Украине и в других местах Советского Союза свирепствовал голод. В Закавказье мы были, как принято теперь говорить, мигрантами. Сестра моей матери жила в убогой квартире, работала дворником и испытывала постоянную нужду. И тут началась война...
Нужно отметить, что в СССР даже в трудные 1941—1945 годы проявлялась забота об осиротевших детях. Кроме ФЗО, ПТУ, детских домов, на военные корабли и гражданские суда стали зачислять юнгами подростков, которых много скапливалось в портовых городах, не занятых немецкими оккупантами. Принимали в первую очередь тех бедствующих ребятишек в возрасте 14-15 лет, чьи родители были моряками и погибли на войне. А число их было очень большим.
Гражданские суда вместе с военным флотом участвовали в боевых операциях — доставляли пополнение, технику, боеприпасы, горючее к местам сражений, вывозили раненых в тыл. По данным Центрального военно-морского архива, к примеру, теплоходы «Крым» и «Грузия» участвовали в августе и сентябре 1941 года в санитарной эвакуации из Одессы. Вывезли 8848 раненых и больных за восемь рейсов. Но гражданский флот нёс и самый большой урон от ударов немецких самолётов и подводных лодок. Тихоходные, маломанёвренные и с большими габаритами, грузовые и пассажирские суда становились лёгкой добычей гитлеровских вояк.
Кроме пикирующих бомбардировщиков, очень опасны были самолёты-торпедоносцы врага. На большой скорости и малой высоте они стремительно сближались с объектом атаки, с близкого расстояния выпускали торпеды, от которых тихоходы не могли увернуться. А на фарватерах в гавани немцы сбрасывали неконтактные мины, взрывавшиеся от магнитных и акустических полей плывущих судов, нанося им повреждения.
О масштабах трагедии можно судить по такому факту: в заключительной фазе севастопольской эпопеи у берегов Крыма гитлеровские стервятники потопили советский лайнер «Армения», на котором, по разным данным, находилось от шести до семи тысяч человек — в основном, раненых, женщин и детей. Почти все погибли. Всего же на Чёрном море немецкие фашисты потопили и повредили до 90 процентов гражданских судов различных классов.
Летом 1943 года меня приняли юнгой на теплоход «Крым», где было несколько десятков подростков. На судах не хватало матросов, многих призывали в армию и на флот и отправляли на фронт. А шустрые, любознательные и сообразительные мальчишки 14-15 лет охотно, под руководством опытных моряков, выполняли матросские обязанности. Убирали в помещениях, ухаживали за судовыми устройствами, рангоутом и такелажем. Но больше всего занимались очисткой металлических поверхностей (переборок) от ржавчины, грунтовкой и покраской.
Всем выдали новую морскую форму. Кормили хоть и скромно, но регулярно. Капитан часто проводил с юнгами задушевные беседы. Он был интересным рассказчиком, и мы всегда ждали встречи с ним. Порты Поти и Батуми стали местом базирования кораблей Черноморского флота, и они были объектами нашего пристального внимания. При встречах с военными моряками мы старались прочесть на ленточках их бескозырок названия кораблей. Матросы с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ» имели ленточки не как у всех — чёрные, а в чёрно-оранжевую полоску. Нам объяснили, что крейсера гвардейские.
Заметными событиями были возвращения наших подводных лодок из боевых походов. Непонятно как, но горожане откуда-то узнавали об этом. На набережной собиралась большая толпа людей, экипажи надводных кораблей выстраивались в строгие линии, играл оркестр. Дежурный буксир открывал проход в сетевых заграждениях, и субмарина торжественно вплывала в гавань, стреляя при этом из своей единственной пушки столько раз, сколько побед она одержала. При встрече люди приходили в неописуемый восторг и ликование.
Летом 1943 года советская авиация захватила полное господство в небе Кубани, и немецкие бомбардировщики уже не могли прилетать в Закавказье. Но проникали их самолёты-разведчики. Однажды над портом очень низко пролетел фашистский самолёт, и через прозрачные части кабины я отчётливо видел голову лётчика в шлеме. Находясь и проживая на судне, мы, юнги, были ограждены от дурного влияния улицы и разного рода асоциального элемента, которого в годы войны хватало.
В юности я считал, что капитаны судов принимали на борт бедствующих мальчишек на свой страх и риск, из сострадания к ним. Позже узнал, что юнги имели строгий правовой статус. В архивах обнаружил копию приказа народного комиссара морского флота СССР №300 от 16 октября 1942 года «О введении на судах Наркомморфлота института воспитанников-юнг». Поэтому во всех морских и речных пароходствах появились юнги — несовершеннолетние труженики водного транспорта. В годы Великой Отечественной войны на судах и кораблях Азово-Донского бассейна тоже было немало юнг. Они добросовестно трудились вместе со взрослыми на благо Родины, на победу. Пройдя флотскую школу в молодые годы, многие юнги твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь. Я в 1944 году поступил в мореходное училище и через четыре года учёбы стал судоводителем.
Анатолий ПИТОМЕЦ
|