Рейсы мужества
Доно-Кубанское пароходство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В 1941 году навигация началась несколько позже обычного — в апреле. Зима была затяжной, Дон долго не мог освободиться ото льда. Но уже в начале мая движение грузовых и пассажирских судов из Ростовского порта пошло строго по графику и расписанию. 1 мая вверх по Дону отправился один из лучших в пароходстве двухпалубный пароход «С. Киров». Навигация набирала обороты.
Воскресный день 22 июня 1941 года тысячи жителей и гостей Ростова и Краснодара, приречных пунктов посвятили экскурсионным и туристским прогулкам по Дону и Кубани. С раннего утра разукрашенные флагами и транспарантами суда пассажирского флота Доно-Кубанского пароходства вышли в запланированные рейсы. В полдень их движение прекратилось. По радио объявили о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Уже на следующий день пассажирские суда пароходства приступили к перевозке военнослужащих на призывные пункты.
Флот, причалы, водные пути в достаточной степени не были готовы к столь массовым воинским перевозкам.
Приближение фронта боевых действий к Дону радикально изменило условия судоходства и эксплуатации речного транспорта в бассейне.
Прежде всего необходимо было наиболее эффективно использовать для военных целей имевшиеся тогда в пароходстве суда: 175 единиц самоходных (в том числе 22 пассажирских и 42 буксирных судна), 110 газоходов и мотокатеров, 320 единиц несамоходных судов, свыше 100 единиц служебно-вспомогательного и технического флота.
С начала войны четвёртая часть буксиров и 20 барж были переданы Азовской военной флотилии и Черноморскому морскому пароходству. Позднее речники выделили военным частям ещё четыре буксира и 18 мелких несамоходных судов.
Пассажирский флот не мог бы справиться с массовыми военными перевозками. Работники промпредприятий пароходства в короткий срок сумели переоборудовать 42 единицы несамоходных судов для перевозки людей.
На военный лад перестраивались судоремонтные предприятия. Распоряжением Наркомречфлота от 5 июля 1941 года была прекращена закладка новых пароходов, барж, рекомендовалось максимально сократить капитальный и навигационный ремонт флота.
Началась подготовка флота для воинских перевозок. Палубы большей части барж были недостаточно прочны для размещения тяжёлых грузов — орудий, танков, автомашин, тракторов. Баржи приходилось срочно подкреплять. В помощь пассажирскому флоту в короткие сроки было проведено переоборудование 15 несамоходных барж.
На всех предприятиях и судах пароходства работники, не жалея средств, сдавали в фонд обороны ценности, облигации займов и трудовые сбережения. Организован был сбор тёплых вещей для фронта. Развернулось движение доноров, отдававших свою кровь раненым бойцам Красной Армии. «Всё для фронта, всё для Победы!»
На смену вместо ушедших на фронт мужей, отцов и братьев пришли женщины, молодёжь, подростки, пенсионеры, которые в кратчайшие сроки освоили новые профессии — кочегара, масленщика, грузчика, слесаря. Всё это позволило обеспечить работу флота без каких-либо серьёзных перебоев.
ДОНСКИЕ ПЕРЕПРАВЫ
Водную переправу в районе Ростова организовали ещё в середине октября. Начальником был назначен участник Гражданской войны, диспетчер пассажирской пристани М.А. Гурьев, помполитом — секретарь партбюро Ростовского порта С.М. Немцов. В их распоряжении находились пароходы «Ока» и «Саламандра», три катера и две баржи.
19 ноября враг, преодолев сопротивление героически сражавшихся советских воинов, прорвался к Ростову. Отход наших частей на левый берег Дона был возможен только через переправу 29 Линия—Зелёный остров. Пробивая себе дорогу в массиве снега и льда, «Ока» и «Саламандра» под вражеским обстрелом с воздуха и земли перевозили войска и снаряжение. Пробитый снарядом, затонул пожарный пароход «Саламандра». Его команда во главе с капитаном И.Ф. Ардынцевым и механиком Ф.П. Куприяновым героически проявила себя в эти дни. Последний рейс пароход «Ока» с баржей совершал под обстрелом танков противника. Капитан И.Д. Любимов сумел довести получившее пробоины и тонущее судно до левого берега и спасти находившихся на барже бойцов. С оставшимися бойцами М.А. Гурьев отошёл на остров, где находился пост бакенщика. Использовав лодки и имеющиеся катера, М.А. Гурьев возобновил переправу.
В начале июля 1941 года был организован Ростовский полк народного ополчения. Ополченцами стали многие речники — работники управления пароходства, портовики, связисты. Алексей Петрович Кравченко, кадровый речник, стал политруком роты.
Записываться приходили целыми семьями: мужья с жёнами, матери с детьми. С дочерью и сыном-подростком пришёл в ополчение и Николай Парамонович Сирота, впоследствии командир пятой роты.
В течение нескольких месяцев их обучали военному делу без отрыва от производства, после работы. В ноябре полк принял боевое крещение в районе Чалтыря. Завязался бой, жестокий, кровавый.
Подразделение второго батальона под командованием Ф.Д. Елизарова, работника речного порта, обороняло боевой рубеж в районе порта. Бойцы задержали продвижение врага. Самоотверженно вёл бой И.Д. Усенко. 52-летний Иван Дорофеевич Усенко, грузчик речного порта, несмотря на свой возраст, не отставал в бою от молодых. Так сражались все речники.
И всё же 20 ноября пришлось оставить Ростов. Ополченцы переправились через Дон и ушли на Батайск.
21 ноября фашисты вступили в Ростов, но переправа продолжала работать, вывозя последних защитников города.
Донские переправы действовали до полного ледостава. Они вмерзали в лёд, и потребовались большие усилия, чтобы вывести их в места стоянки.
Поскольку левый берег оставался под контролем Красной Армии, там быстро был сформирован мощный военный кулак.
В ночь с 25 на 26 ноября ополченцев подняли по тревоге, зачитали приказ: «Выступать!».
Тихо и бесшумно крались бойцы по замерзшему Дону на противоположный берег, ползком подбирались к позиции врага.
Незамеченными ополченцы вступили в Ростов, в районе Верхне-Гниловской. Батальон сосредоточился на территории цементно-шиферного завода. Огневые точки противника находились в десятках метров. По приказу командира Н.П. Сироты вперёд выдвинулись группы истребителей огневых точек. Полетели гранаты, фашисты в панике бежали. Многие ополченцы погибли.
В освободительных боях за Ростов 28 ноября 1941 года также участвовали: П.Е. Коваленко, председатель портового комитета профсоюза грузчиков Ростовского порта; Н.В. Кочергин, инженер-экономист управления пароходства; В.А. Кривогин, инструктор политотдела пароходства; Долгов, инженер связи. За эту операцию они были награждены медалями «За отвагу».
Через несколько дней, перегруппировав свои силы, Красная Армия перешла в контрнаступление и 29 ноября освободила Ростов. Это был первый крупный успех наших войск. Враг в Ростове был всего семь дней.
За неделю пребывания в Ростове фашисты не успели причинить ему серьёзных разрушений. Порт и судоремонтные предприятия довольно быстро смогли приступить к работе и начать выполнять срочные военные заказы.
Сергей Архипов,
ветеран Волго-Донского пароходства
(продолжение следует)
|