Речная доля Александры Подольной
Работать на речном флоте Дона Александра Никитична Подольная начала после освобождения Ростова-на-Дону. С того 1943 года её судьба неразрывно связана с тихим Доном. Сейчас Александра Никитична Подольная путешествует по миру, выращивает цветы, воспитывает правнуков, пишет стихи и песни. В плотном графике своей активной жизни она нашла время для встречи с корреспондентом газеты «Речник Дона».
Родилась в 1920 году, 20 марта. С девятнадцати лет трудилась на водном транспорте — 36 лет. С 1939 по 1943-й работала лаборантом и старшим лаборантом в Горьковском институте инженеров водного транспорта, на кафедре организации грузовых работ. Работала и училась в том же институте.
Была награждена Президиумом Верховного Совета СССР медалью «За самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны» — за участие в работах по строительству линии обороны вокруг города Горького (ныне Нижний Новгород) в 1941-1942 годах.
В 1943 году Министерством речного флота РСФСР была откомандирована в Ростов-на-Дону — в Доно-Кубанское военно-восстановительное управление речного пароходства, в качестве инженера по эксплуатации речного флота. Когда в 1952 году закончили строительство Волго-Донского судоходного канала, а пароходство стало именоваться Волго-Донским речным, Александра Подольная 17 лет работала в нём как инженер, потом как начальник планово-экономического отдела, вплоть до выхода на пенсию в 1975 году.
Руководили пароходством в то время Я.А. Эльгарт (до 1948 года), М.Г. Андреев (с 1948 по 1970), а с 1970 года — В.М. Успенский. Это были энтузиасты, профессионалы, беззаветно преданные делу развития водного транспорта и повышения его роли в обеспечении транспортных нужд страны.
Работала тогда Александра Никитична начальником планово-экономического отдела управления Волго-Донского пароходства. Надо было не только составлять планы перспективного развития на год или пятилетку, необходимо было ещё доказывать реальность и обоснованность их финансирования в Министерстве речного флота РСФСР, биться за каждый рубль. Ведь от финансирования зависело всё: и ремонт флота, погрузочно-разгрузочной техники и заводского оборудования, и ремонт и строительство портово-пристанского хозяйства, производственных объектов и жилья для речников.
Необходимо было «выбивать» ресурсы для успешного развития транспортной деятельности пароходства. Удавалось это Александре Никитичне практически всегда.
Вторую медаль Президиума Верховного Совета СССР «За трудовое отличие» получила 29 декабря 1954 года — «за выдающуюся упорную работу, высокие производственные показатели в развитии транспорта».
От имени Президиума Верховного Совета СССР Ростовский областной совет депутатов трудящихся 9 июля 1975 года за долголетний добросовестный труд наградил Александру Никитичну Подольную медалью «Ветеран труда».
Сейчас Александра Никитична так же молода душой, активна и неравнодушна — увлекается садоводством, воспитывает правнуков, полна идей благоустройства родного города. Очень переживает за парк имени Вити Черевичкина — ведь когда-то над парком шефствовало пароходство, а теперь там грязь и развал. Она очень просит состоятельных людей города восстановить и благоустроить детский парк, который носит имя пионера-героя. Также ей принадлежит идея создать в этом парке аллею «Знаменитые люди Ростова-на-Дону», где будут портреты ростовских спортсменов, воинов, учёных, художников, литераторов, меценатов — всех тех, кто своим трудом славит наш родной город.
Анна Богатырёва
|