Страницы истории. Усть-Донецкий порт
С чего всё начиналось
Усть-Донецкому порту исполнилось пятьдесят лет. Срок небольшой, но миллионы тонн переработанных грузов — это неоспоримый вклад в народное хозяйство страны, в историю речного флота.
Февраль 1956 года. В директивах XX съезда КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР в 1956—1961 годах» несколько строк отведено Усть-Донецку: «Обеспечить дальнейшее развитие перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Ликвидировать отставание портово-пристанского хозяйства на речном транспорте... Осуществить строительство Усть-Донецкого порта».
Весной того же 1956 года по проекту, разработанному Государственным институтом проектирования речного транспорта, силами строительного управления №443 «Волгодонгидрострой» началось строительство нового крупного транспортного узла на Северском Донце.
Осенью 1957 года полным ходом шли работы по углублению канала и акватории. Работали две плавучие электростанции мощностью по 1000 кВт, снабжали стройку энергией. Два земснаряда углубляли русло Сухого Донца. Ил намывали на лесистый левый берег, песок — на территорию будущего порта. Приступили к заглублению шпунтов под первый причал будущего Южного грузового района.
К 1959 году канал был готов, и хотя земснарядам ещё хватало работы, в акваторию порта могли заходить большие суда. Разработали свой каменный карьер, это позволило сэкономить время и немалые средства. Ускоренными темпами ведётся строительство железной дороги от станции Горной. Зримо вырисовываются контуры Южного грузового района: идёт строительство подкрановых путей, административного здания.
А на крутом взгорье одновременно с портом растёт поселок портовиков Усть-Донецкий. Пока это сборные брусчатые дома, бараки общежития. Но уже летом 1959 года сданы три восьмиквартирных кирпичных дома площадью 750 квадратных метров. Порт и посёлок строили люди, многие из которых решили здесь работать и жить. Строили для себя. Мостили улицы, прокладывали водопровод и канализацию. В числе первых новостроек — школа, детский сад на 125 мест.
Годы становления
1960 год — год рождения порта. До полного окончания строительства было ещё далеко, но порт уже приступил к перевалке грузов.
Приказ министра речного флота РСФСР об организации Усть-Донецкого порта вышел накануне 1 Мая. На базе дирекции строительства было образовано управление. Первым начальником порта стал Николай Феоктистович Чернышёв.
Приказ приказом, а всей перегрузочной техники — небольшой паровой плавкран, да и тот без грузозахватных приспособлений. А ведь все грузы приходили по воде, железная дорога от станции Горной ещё не дошла до Усть-Донецкого. Водным путём прибыли в порт и первые портальные краны, их доставляли на баржах.
К 25 июля первая причальная стенка Южного грузового района с двумя кранами была готова к приёму судов. До конца навигации их было обработано около двухсот. Первые грузы складировались у причала в ожидании перевалки на железную дорогу. А железной дороги всё ещё не было, строительство её продолжалось...
Работало в 1960 году в порту 68 человек.
С 13 января 1961 года Усть-Донецкий стал именоваться рабочим посёлком, посёлком строителей, портовиков, речников.
К августу население посёлка составило 3 тысячи человек.
Важнейшим событием этого года, безусловно, нужно считать принятие во временную эксплуатацию железнодорожной линии Горная—Усть-Донецкий. До этого все грузы, всё оборудование поступали только водным путём. Стройка пошла быстрее. Каждый смонтированный кран, построенный причал немедленно включались в работу.
Порт и железнодорожная станция были включены в систему прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения. Крупнотоннажный теплоход «Салехард» доставил крупную партию леса. С этого момента пошёл отсчёт интенсивной перевалки лесоматериалов. Портовики быстро освоили разгрузку навалочных и строительных грузов.
В 1961 году было обработано первое пятитысячное судно типа «Волго-Дон».
Важным событием этого года была организация добычи и погрузки песка на Семикаракорском участке. Закладывались основы собственной ремонтной базы. И ни на день не прекращалась стройка, поднимались новые портальные краны, чтобы тут же включиться в работу.
В 1963 году порт уже приобрёл сегодняшние контуры. Было завершено строительство причальных стенок, подъездных грузовых путей. Создано два грузовых района — Южный и Северный — и один участок — Семикаракорский — на базе комплекса по намыву песка. Важнейшим участком стройки стал углепогрузочный комплекс.
В 1965 году в жизни порта произошло ещё одно важное событие — завершилось строительство ремонтно-технических мастерских, которые сразу же вступили в работу. О том, что значит хорошая ремонтная база для портового хозяйства, много говорить не стоит. Теперь даже самые сложные узлы и детали кранов ремонтировались на месте.
Год 1966 стал годом завершения строительства порта. Государственная комиссия приняла его в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо». В этой оценке был труд тех, кто начинал стройку на пустынных берегах Сухого Донца, намывая песок, монтируя причалы, строил молодой посёлок, и тех, кто считал себя портовиками, ведь порт все эти шесть лет работал и строился. Переработка грузов к 1966 году перевалила за 3,5 миллиона тонн в год. Новое предприятие заняло достойное место в ряду речных портов юга России, с первых лет сразу же заявив о себе.
(Окончание следует.)
|