Золотой юбилей
Усть-Донецкому порту исполнилось 50 лет. Сердечно поздравляем портовиков с этой знаменательной датой. Торжественные мероприятия в честь полувекового юбилея порта в русле Сухого Донца приурочены к Дню работников морского и речного флота, который в этом году отмечается 4 июля.
Сегодня, несмотря на последствия мирового финансово-экономического спада, коллектив ОАО «Усть-Донецкий порт» продолжает укреплять репутацию надёжной в партнёрстве компании. Об истории и современности предприятия рассказывает генеральный директор Виктор Дмитриевич ЛЯХОВ.
30 апреля 1960 года был издан приказ Министерства речного флота РСФСР о вводе в эксплуатацию первого причала с краном «Коммунар» на Южном грузовом участке Усть-Донецкого порта. Эта дата считается началом его трудовой истории. Порт наращивал мощности до рубежа 1970—1980-х годов. В то время здесь одновременно работало 40 портальных и десять плавучих кранов. Три земснаряда добывали от трёх до пяти миллионов тонн песка в навигацию. В целом производственные мощности были рассчитаны на годовой грузооборот в 12,4 миллиона тонн. В 1981 году был достигнут максимум переработки — 9,45 миллиона тонн. В порту работало 1300 человек. Такой уровень продержался до начала перестройки.
История предприятия вполне могла бы оборваться под бурным натиском кризисных девяностых годов прошлого столетия, когда не стало плановой структуры грузооборота и началась борьба за собственность. В 1998 году коллективом из 200 человек обработано всего 200 тысяч тонн грузов. В конце ХХ века усилия портовиков были направлены на сохранение основных фондов. Рабочие и инженеры сообща участвовали в охране порта, по ночам берегли технику от разграбления. Директором тогда был Александр Аркадьевич Зарницын (сегодня он начальник гидроузла №2 Северско-Донецкой шлюзованной системы).
В 1999 году появились признаки стабилизации экономического положения в стране, оживилась строительная отрасль, и грузовые перевозки стали понемногу подыматься. В 2000-м пошёл уголь, достигнут рубеж перевалки в один миллион тонн. Главным акционером порта в 2002 году становится ЗАО «Азово-Донское пароходство». Под занавес транзитной навигации-2002 перевалена пробная партия астраханской серы. В дальнейшем работа пошла, в основном, по серному варианту.
В 2003-м для защиты удобрений и других грузов от атмосферных осадков построен крытый складской комплекс площадью 240 на 25 метров. С 2004 по 2007 год объёмы переработки, главным образом, серы и хлористого калия, приближались к двум миллионам тонн.
В 2008-м — новое финансово-экономическое испытание, на этот раз в мировом масштабе. В Усть-Донецком порту резкий обвал грузооборота — до 573 тысяч тонн. Численность работников пришлось сократить почти вдвое. В зиму-2008-2009 перешли на неполную рабочую неделю, принимались меры для сохранения основы коллектива. В 2009 году грузооборот достиг 712 тысяч тонн, работало 285 человек. Сегодня в порту — более 300 человек из Усть-Донецка, Апаринской, Кочетовской, Нижнекундрюченской, из хутора Крымского.
В эту зиму с середины января начался завоз серы. В марте поступили на склад первые тонны нового для нас груза — сульфата аммония. К середине мая под отгрузку на теплоходы с железной дороги накоплено около тридцати тысяч тонн этого удобрения. В межнавигационный период шла плановая профилактика портальных кранов и другой спецтехники. Порт находится вдали от промышленных центров, и наши специалисты-ремонтники привыкли, в основном, полагаться на свои силы.
В порту имеется 22 портальных крана грузоподъёмностью от десяти до 27 тонн, 1385 метров причального фронта. Есть свой ремонтно-строительный участок (для бетонных работ, строительства причальных стенок, ремонта подкрановых путей), ремонтно-механические мастерские и электроцех, гараж с тракторами, погрузчиками, зачистной техникой. Под погрузкой могут одновременно стоять шесть теплоходов. Есть четыре варианта обработки: вагон—склад—судно; судно—склад—судно; вагон—судно и судно—судно. Со склада на теплоход четыре тысячи тонн загружают около 12 часов, напрямую из вагонов — две тысячи тонн в сутки. Такие производственные мощности позволяют, в зависимости от ритмичной поставки грузов, перерабатывать до трёх миллионов тонн в год.
Пока наша задача-минимум — преодоление двухмиллионного рубежа, к которому мы давно стремимся и надеемся достигнуть в будущем году. Есть предложения по увеличению грузопотоков серы и удобрений, возможно, пойдёт уголь. Экологическая обстановка в районе позволяет наращивать производственную деятельность. Ждём, что к 2011 году на государственном уровне будет решён старый вопрос об открытии внутренних водных путей Российской Федерации для судов под иностранным флагом, распределены властные полномочия в портах и бассейнах, отработаны пограничные и таможенные процедуры.
По итогам текущей навигации мы планируем выйти близко к докризисному уровню — на 1,4-1,5 миллиона тонн. Основные грузы: сера, сульфат аммония, хлористый калий, полевой шпат, карбамид — вывозятся исключительно судами ОАО «Донречфлот», которые закупаются, строятся и реконструируются в том числе и под наши задачи. Первый сухогруз навигации-2010 пришёл в Усть-Донецк 27 марта. К 14 мая на суда, следующие в порты Черноморско-Средиземноморского бассейна, отгружено 210 тысяч тонн серы.
Развитие производства напрямую зависит от положительного решения кадрового вопроса. Десять из сорока наших докеров-механизаторов пенсионного возраста. Скоро потребуются ещё люди: порту нужна преемственность поколений и приток новых сил, поэтому мы возобновляем свою лицензию на обучение крановщиков.
В этом году из числа лучших портовых рабочих, которые хорошо зарекомендовали себя в минувшую навигацию, предстоит подготовить 20 докеров-механизаторов четвёртого класса. Пятеро из них, возможно, больше других преуспеют именно как крановщики, и все вместе на стабильном среднем уровне будут совмещать обязанности крановщика, стропальщика, слесаря-наладчика, постепенно повышая свой класс. Это специфика работы докера-механизатора. С другой стороны, необходимо и повышение заработной платы. Приоритет социальной сферы неоспорим, но ограничен экономическими возможностями предприятия.
Хочу подчеркнуть особо: люди — главное богатство любого предприятия, основа и движущая сила производственного процесса. Ценные кадры можно легко потерять и очень долго потом искать. По моему глубокому убеждению, взаимопонимание в коллективе, дружная работа на общий результат, знание забот и чаяний друг друга — залог развития славных полувековых традиций Усть-Донецкого порта.
Вёл интервью Алексей Захаров
|