Долг перед Родиной выполнили!
Подводники живут походами. Судьбы не надо нам иной.
Во льдах и тропиках за счастье Родины пройдём любою глубиной...
История российского подводного флота в годы Великой Отечественной войны не может оставить равнодушным никого, кто с ней знакомится. Мужество и стойкость, сплочённость и взаимовыручка, непоколебимая верность воинскому долгу и подводному братству составили славу и гордость подплава.
Советский Союз к июню 1941 года имел в Военно-морском флоте в составе сил постоянной готовности 213 подводных лодок. И несмотря на то, что с началом войны подводное судостроение страны попало в тяжелейшее положение из-за потери основных судостроительных предприятий, в годы войны всё же были достроены 54 подводные лодки, 164 — прошли различные виды ремонта.
Высокая профессиональная подготовка, духовная сила и беззаветная преданность флоту, помноженные на мощь оружия и технические возможности подводного корабля, сделали наши подводные лодки в годы войны грозной боевой силой.
В начальный период войны, когда важное место командование отводило действиям всех флотов на морских коммуникациях противника, подводные лодки практически оказались единственным родом Военно-морского флота, действовавшим для выполнения этой стратегической задачи. Им была предоставлена главенствующая роль при участии в активных минных постановках. Первой такую постановку выполнила именно подводная лодка (подводный минный заградитель «Л-3», командир капитан 3 ранга П.Д. Грищенко) Балтийского флота. И в том, что гитлеровское командование вынуждено было использовать свой флот против Советского Союза со вспомогательными функциями — только по обеспечению сухопутных войск вермахта, большую роль сыграли и подводники.
Советским подводным лодкам пришлось выполнять боевые задачи в крайне тяжёлых условиях: в стеснённых и мелководных районах, при наличии серьёзной минной опасности и сильно развитой противолодочной обороны противника. Потеря баз на берегах Балтийского моря и на северо-западном побережье Чёрного моря и в Крыму затрудняла развёртывание подводных лодок, ухудшала условия их базирования и ремонта.
Несмотря на это, подводники действовали дерзко, решая широкий круг боевых задач. Уничтожая вражеские военные суда, идущие с подкреплением к линии фронта, и транспорты, перевозящие стратегическое сырьё, подводники не только оказывали содействие советским сухопутным войскам на приморских направлениях, но и наносили прямой ущерб военно-экономическому потенциалу гитлеровской Германии. В выводах за вторую половину 1941 года по боевой деятельности подводных лодок соединения, действующего на северных направлениях, командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко докладывал наркому ВМФ адмиралу флота Советского Союза Н.Г. Кузнецову: «Операция подводных лодок на коммуникациях противника оказывает большое влияние на обстановку сухопутного фронта на Севере... Противник, не получая регулярного снабжения и питания фронта как людскими резервами, боезапасом, так и другими видами снабжения, вынужден перейти к обороне».
12 декабря 1941 года гвардейская подводная лодка «К-22» (командир капитан 3 ранга В.Н. Котельников) в Норвежском море в буквальном смысле слова раздела немецкий горнострелковый корпус «Норвегия» — основную группировку фашистов в Советском Заполярье, уничтожив транспорт, перевозящий десятки тысяч полушубков, предназначенных для егерей, действовавших на Мурманском направлении. По существу, наступление немцев было сорвано.
Атака Краснознамённой подводной лодки «С-13» (командир Герой Советского Союза капитан 3 ранга А.И. Маринеско) в Балтийском море военного транспорта «Вильгельм Густлов» с находящимися на его борту более 6000 человек стоила фашистам 3700 погибших офицеров — выпускников школы подводного плавания и 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс по управлению подводными лодками нового проекта. «Личный враг фюрера» — такой титул получил от Гитлера офицер А.И. Маринеско к остальным имеющимся заслугам.
По искусству управления кораблём эта торпедная атака была признана «атакой века». Не имея возможности погрузиться из-за малых глубин в бухте Балтийского моря, А.И. Маринеско принимает решение проводить атаку торпедами в надводном (!) положении. «С-13» на повышенных скоростях хода, прижимаясь к берегу, на виду немецких береговых укреплений, невзирая на многочисленные корабли охранения, занимает позицию стрельбы. В этих невероятных условиях проводятся необходимые расчёты и ввод данных в оружие. За считанные секунды (время погружения подводной лодки проекта «С» составляет не более 30 секунд) «С-13» переходит в позиционное положение и производит торпедный залп. После взрыва транспорта командир совершает манёвр на уклонение от обнаружения противолодочными кораблями и незамеченным уходит из района морского боя.
Второго октября 1941 года Герой Советского Союза капитан-лейтенант В.Г. Стариков, командир гвардейской подводной лодки «М-171», проник в подводном положении во фьорд Норвегии. На перископной глубине произвёл атаку транспортов, стоящих у причалов. Немцы перекрыли выход из фьорда противолодочной сетью, стянули к выходу сторожевые корабли. Маневрируя в подводном положении в стеснённых условиях, уклоняясь от непрерывных атак глубинными бомбами, на глазах ошарашенных фашистов всплыл под перископ и, подмяв противолодочные сети корпусом лодки, невредимый вышел из фьорда. За этот подвиг стал прообразом командира в художественном фильме «Командир счастливой «Щуки»».
Краснознамённая подводная лодка «К-21» (командир Герой Советского Союза капитан 2 ранга Н.А. Лунин) 5 июля 1942 года оказалась один на один против целой немецкой эскадры (!) в составе новейшего линкора «Тирпиц», двух тяжёлых крейсеров «Адмирал Шпеер» и «Хиппер» и девяти эскадренных миноносцев, которые вышли в Норвежское море на перехват печально известного каравана «РQ-17». Не задумываясь, подводники пошли на верную смерть, чтобы преградить путь врагу. Несмотря на повышенную скорость движения эскадры (свыше 20 узлов), её постоянное асинхронное маневрирование на противолодочном зигзаге, «К-21», поднырнув под эсминцы, прорвала охранение. Залпом из четырёх торпед с интервалом между пусками, равным четырём секундам, «К-21» уничтожает эсминец и наносит повреждение «Тирпицу». После перехвата немецкой разведкой донесения командира подводной лодки о произведённой атаке немецкое командование уводит эскадру в фьорды Норвегии. До конца войны «Тирпиц» больше ни разу в море не в
ышел!
Советскими подводными лодками совершено более 1000 боевых походов, в которых было потоплено 328 транспортов и 87 боевых кораблей противника, повреждено 45 транспортов и 25 кораблей. За этими цифрами более одного миллиона тонн уничтоженного тоннажа. Не поддаётся подсчёту количество войск и военного груза, отправленного ими на дно.
Героические подвиги подводников высоко оценены верховным командованием. Двадцать три подводные лодки награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Краснознамёнными и Гвардейскими. Тысячи подводников удостоены высоких правительственных наград, двадцать из них стали Героями Советского Союза.
Но что стоит за этими подвигами? Победа досталась слишком дорогой ценой: Военно-морской флот потерял 88 подводных лодок, погибло 3222 подводника.
В военное лихолетье были произнесены слова командира дивизиона подводных лодок Северного флота, Героя Советского Союза, капитана 2 ранга М.И. Гаджиева, ставшие крылатыми: «Нет ни у кого такого равенства перед смертью, как у подводников: здесь либо все погибают, либо все побеждают!» 12 мая 1942 года на пятый день своего очередного боевого похода он погиб вместе с экипажем подводной лодки «К-23» (командир капитан 3 ранга Л.С. Потапов). В этот день лодка обнаружила в Норвежском море вражеский конвой и атаковала транспорт из его состава. Противолодочные корабли забросали её глубинными бомбами. «К-23» всплыла и вступила с ними в артиллерийский бой. Успешно отразив атаки надводных боевых кораблей, она смогла оторваться от них, но получила повреждения топливных цистерн. Начав переход в базу в надводном положении, «К-23» подверглась налёту немецкой авиации. Вынуждена погрузиться, что дало возможность преследующим её противолодочным кораблям продолжить фактически прицельное
(из-за протечки дизельного
топлива) бомбомет
ание. В этом бою с превосходящим силами противником «К-23» погибла.
19 февраля 1942 года подводная лодка «Щ-403» при высадке разведывательной группы на территорию Норвегии в Норвежском море в надводном положении была атакована немецкими сторожевыми кораблями. Командир подводной лодки капитан-лейтенант С.И. Коваленко, руководя операцией на мостике, получил тяжёлое ранение. Считая командира погибшим, экипаж произвёл срочное погружение без него. Командира подняли немцы, привели в сознание и отправили в госпиталь. После ампутации ноги командир был отправлен в один из концентрационных лагерей в Германию. После войны, из секретных архивных данных, захваченных у гестапо, стало известно, что, несмотря на интенсивные допросы, офицер остался верен присяге. Он был расстрелян фашистами незадолго до освобождения лагеря советскими войсками.
1942 год вошёл в историю Балтийского флота как год страшных потерь подплава. Немцы перегородили Финский залив противолодочными сетями и минными банками, но, несмотря на это, те всё же прорывались в открытое море, хотя и несли большие потери. Как правило, более половины из уходящих на прорыв в Балтику подводных лодок обратно уже не возвращалось. Трагический конец большинства из них навсегда останется тайной... В прошлом году у берегов Швеции и чуть раньше — у берегов Болгарии аквалангистами были обнаружены на дне Балтийского и Чёрного морей подводные лодки проекта «Щ» («Щука»). Если будут проведены подводно-технические работы, завеса над тайной их гибели приоткроется. Это нужно знать всем нам — живым.
Мы должны быть благодарными потомками и всегда помнить тех героев-подводников, кто, глядя смерти в лицо, не дрогнул, до конца выполнил свой долг перед Родиной.
Вячеслав АЛДАНОВ,
командир подводных лодок «К-318», «Б-515», «Б-546»
Краснознамённого Северного флота ВМФ России, капитан 1 ранга
|