Рейсы мужества (окончание)

Наиболее упорные и длительные бои с рвавшимся на восток противником шли в большой излучине Дона между Серафимовичем и Суворовским. Находившиеся здесь около 60 транспортных судов были использованы для перевозки наших войск. Их действиями руководили командиры понтонно-мостовых батальонов, ответственные за переправы. Снабжением и ремонтом флота, подачей судов на переправы ведали уполномоченные пароходства М.И. Ким и П.Е. Бондаренко. Работали переправы ночью, это помогло уберечь флот от затопления в результате бомбардировок. Но, когда противник в ряде мест вышел на правый берег Дона и начал обстрел из орудий и миномётов, суда стали гибнуть одно за другим.

Пренебрегая смертельной опасностью, умело и отважно действовали на переправе экипажи пароходов «Донец», «Роза Люксембург», «Первое мая», «Донбасс» под командой М.Я. Князева, В.А. Демидова, Н.И. Журавлёва, Н.Е. Кондраткова.

Фронт подошёл к Калачу. Десятки тысяч тонн хлеба были перегружены на пристани с пароходов и барж в железнодорожные составы и отправлены в тыл. В последний день эвакуации на пристани не осталось ни хлеба, ни других грузов. Только после этого капитаны пароходов получили распоряжение затопить или взорвать суда и отходить во главе команд вместе с воинскими частями.

Гитлеровская авиация бомбила порт. Несколько судов погибло от прямых попаданий авиабомб. Такая участь выпала и пароходу «Донец». Вблизи разорвалась бомба и сильно повредила корпус судна. Несмотря на все усилия экипажа, пароходу грозило потопление. Героизм проявил кочегар Красовский. Он выгреб из топки уголь, тем самым снизил давление пара и предотвратил взрыв котла. Но затем в корпус судна попала вторая бомба, и капитан М.Я. Князев приказал команде покинуть «Донец». Судно накренилось, медленно оседая кормой, опрокинулось на правый борт и пошло ко дну. Капитан Князев, механик Николаев и кочегар Красовский покинули судно за несколько секунд до его гибели.

От артиллерийского и миномётного огня затонули пароходы «Отто Шмидт», «Колхозник», «Кимовец», «Роза Люксембург», «Первое мая», «Донбасс».

Командование Сталинградского фронта в конце июля специальным приказом обязало пароходство «не допустить ни одного случая захвата противником пароходов в исправном состоянии». Приказ был выполнен чётко — ни одно исправное судно не досталось врагу. 23 июля у станицы Голубинской речники сняли главные детали с парохода «Степан Разин» и затопили его вместе с тремя баржами. На участке Вертячье—Сиротинское было предварительно заминировано пять пароходов, 14 барж и другие плавсредства. В период с 13 по 15 августа по распоряжению командования 4-й танковой армии все эти суда затопили, а их демонтированные части из-за отсутствия автотранспорта упаковали в ящики и зарыли в землю.

Речники всё чаще теряли своих товарищей, и оставшиеся в живых делали всё возможное, чтобы до конца выполнить полученные задания. Когда пароход «Красное знамя» от вражеского обстрела затонул, а команда сошла на берег, капитан Н.П. Шлыгин организовал перевозку раненых бойцов через Дон на лодках.

У Калача к 11 августа из самоходных судов в строю остался один пароход «Декабрист». Калач был оставлен Красной Армией в конце августа.

Летом 1942 года на Нижнем Дону действовали переправы для эвакуации населения и отхода воинских частей. На переправе у хутора Красный Яр, у станицы Цимлянской, с 13 по 18 июля работал пароход «Карл Либкнехт» под командой капитана Клопова, проявившего немало инициативы в перевозках бойцов. Пароход обеспечивал переправы в ночное время, а днём, чтобы не быть замеченным, маскировался в зарослях ивняка, покрывая надстройки срубленными ветвями. В дневное время судовая команда под обстрелом обеспечивала переправу на лодках и шлюпках.

В конце июля Ростов и пригороды подвергались ожесточённой бомбардировке врага. Во время одного из налётов фашистской авиации загорелся и рухнул железнодорожный мост через Дон в районе Аксая. Почти все суда пароходства были переданы в распоряжение 56-й армии, оборонявшей город. У речников оставалось всего несколько мелких судов, работавших на переправе. Но и они успели сделать многое. Лишь за два дня, 23 и 24 июля, ими было эвакуировано около 10 тыс. человек, сотни лошадей с повозками, большое количество различных грузов.

Переправа прекратила работу, лишь когда причалы стали обстреливаться фашистскими автоматчиками, появившимися и на левом берегу. Работники завода «Красный Дон» по плавням, камышам под непрерывной бомбёжкой вражеской авиации уходили из родного города. Они уходили, веря, что скоро вернутся. Эту уверенность выразил секретарь партбюро А.Г. Бровкин, который электросваркой выжег на станине токарного станка: «Мы ещё при...». Окончить фразу ему не удалось — отключили электроэнергию. До 24 июля, когда противник овладел Ростовом, суда топили, предварительно повредив двигатели. Основное оборудование Ростовского грузового порта было демонтировано. Электромоторы и главные детали машин закопали в землю или затопили.

На Кубани малочисленный речной флот с начала навигации 1942 года участвовал, в основном, в решении двух задач — эвакуации морем войск с Керченского полуострова (пароходы «Урал» и «КИМ», два мотокатера и восемь барж) и обеспечении переправ у Лабы и Краснодара (десять самоходных судов и 17 барж). Работавшие на переправах суда в конце первой декады августа в связи с ухудшением военной обстановки в последний момент были уничтожены. Остальные по приказу Северо-Кавказского фронта предстояло вывести в Темрюк и далее Чёрным морем в порты кавказского побережья. В эту группу входило три пассажирских и четыре буксирных парохода с баржами.

Переход начался 9 августа. Суда, следовавшие без корабельного охранения и прикрытия с воздуха, стали подвергаться атакам фашистской авиации. Противопоставить им команды судов могли лишь манёвр. В этих условиях речники вели себя мужественно. Многие из них пали на боевом посту.

В 1942 году пароходство на Дону и Кубани потеряло 24 самоходных и 46 несамоходных судов. Кроме того, сами экипажи были вынуждены затопить или вывести из строя 63 самоходных и 102 несамоходных судна. Всего же за этот период Доно-Кубанское пароходство лишилось основного ядра своих плавсредств: из 595 единиц транспортного, служебно-вспомогательного и технического флота 308 было потеряно безвозвратно.

Речники Дона и Кубани, действуя в тяжёлых прифронтовых условиях, самоотверженно выполняли задания по перевозке воинских грузов, обслуживанию переправ и эвакуации раненых, населения, оборудования предприятий и других материальных ценностей.

В конце июля вниз по Дону ушли монитор «Железняков», канонерские лодки «Октябрь», «Ростов-Дон», «Серафимович» и сторожевые катера.

Караван этих судов постоянно подвергался бомбардировке фашистских самолётов. От прямого попадания пошла на дно в районе хутора Донского канонерка «Серафимович». Остальные суда получили значительные повреждения. Но они смогли прибыть в Ейск.

Экипаж лодки «Ростов-Дон» насчитал на своём небольшом судне около 300 пробоин.

В августе 1942 года канлодки «Ростов-Дон» и «Октябрь», членами экипажей которых были работники плавсостава пароходства, совместно с другими кораблями Азовской флотилии вели боевые действия в Темрюкском лимане, где и были потоплены по приказу командования, чтобы не достались врагу. Личный состав кораблей был сведён в отряд морской пехоты и с войсками отошёл к Новороссийску.

Около семи месяцев бассейн Дона находился в оккупации.

16 января 1943 года Красная Армия разгромила фашистскую группировку в верховьях Дона.

Ещё раньше, 22 декабря 1942 года, в боях под Сталинградом был освобождён Калач-на-Дону. Дон в верхнем и среднем течении снова стал судоходной рекой.

В феврале 1943 года наша армия вышла к берегам Азовского и Чёрного морей.

14 февраля 1943 года войсками Южного фронта Ростов был полностью освобождён от фашистов.

На Дон и Кубань вслед за войсками возвращались речники. От прежнего хозяйства Доно-Кубанского пароходства почти ничего не осталось.

ДОЛГОЖДАННАЯ ПОБЕДА

9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа. С большим энтузиазмом развернулась трудная работа по восстановлению разбитого войной хозяйства бассейна.

Летом 1945 года были восстановлены речные вокзалы в Ростове и Краснодаре (правда, в неполном объёме).

Порт и пристани стали получать звеньевые ленточные транспортёры длиной до 85 м, тяговые лебедки грузоподъёмностью 1,5-3 тонны, пополнился парк плавучих паровых и электрических портальных кранов.

Промпредприятия оснащались станочным оборудованием.

На 1 октября 1945 года было восстановлено около 70% всех разрушенных производственных зданий и цехов. На заводе «Красный Дон» пущены в эксплуатацию котельный и деревообрабатывающий цеха.

К октябрю 1945 года из 280 самоходных и несамоходных судов, поднятых со дна реки, большая часть отремонтирована и сдана в эксплуатацию.

К концу 1945 года хозяйство бассейна в основном было восстановлено в объёмах, обеспечивающих эксплуатацию водных путей, пристаней и портов, заводов, мастерских и других предприятий.

Постепенно расширялось жилищное строительство, велась подготовка кадров на базе речного техникума, ремесленного училища, на 16-ти месячных курсах командного состава флота (в 1945 году обучалось 280 человек плавсостава), возобновилась деятельность учебных комбинатов для подготовки кадров плавсостава в Ростове и на линии. Многие опытные мастера, ветераны производства обучали молодых рабочих.

Большой группе речников в 1945 году были вручены медали «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией», в том числе 13 медалей работникам завода «Красный Дон».

В трудные военные 1943—1945 годы образцы самоотверженного труда показали: женские бригады, возглавляемые Т.П. Ульшиновой, К.К. Кондратовой (Ростовский порт), Д. Агибаловой (Павловские мастерские), Т.М. Шадгиной (завод «Красный Дон»), экипаж плавкрана «Нагатинец» Ростовского порта (старший крановщик Астафьев), бригада котельщиков завода «Красный флот» (бригадир Гречишников).

Высокие организационные способности показали руководители предприятия: Я.А. Эльгарт, начальник пароходства; Б.А. Ростковский, главный инженер пароходства; П.И. Кондаков, директора завода «Красный Дон»; П.Н. Востоков, директор завода «Красный флот»; Ф.А. Ростовский, директор завода «Красный флот»; В.И. Барабанов, начальник Ростовского речного порта; Семенцов, директор Константиновских судоремонтных мастерских; Иванов, директор Павловских судоремонтных мастерских; Ведеев, директор Калачёвских судоремонтных мастерских; А.Н. Жуков, главный инженер Калачёвских судоремонтных мастерских.

Отмечая самоотверженный труд работников флота и берега, нельзя не упомянуть о людях, внёсших свой вклад в достижения и успехи речников Дона и Кубани. Речь идёт о сотрудниках бассейновой газеты «Доно-Кубанский большевик» (до 4.04. 1944) и «Доно-Кубанский речник» (редакторы Николай Емельянов, Лев Осиновский, корреспондент Р. Астриев, героически погибшие на фронтах войны).

На страницах постоянно публиковались сводки Информбюро, письма фронтовиков, сведения об успехах трудовых коллективов. Газета была трибуной передового опыта, своеобразной школой изобретателей и рационализаторов, экраном соревнования. Она одобряла, советовала, поддерживала в людях веру в свои силы, веру в победу. Бассейновая газета не прекращала выходить в дни войны. Во время временной оккупации Ростовской области издавался бюллетень выездной редакции на Среднем Дону, в Калаче.

После того как военные действия были перенесены на запад, прекратились речные перевозки для непосредственного обеспечения боевых действий Красной Армии.

Речной транспорт Доно-Кубанского бассейна в период самых тяжёлых военных лет доказал свою жизнеспособность и надёжность. Речники выдержали тяжёлые испытания войны и внесли достойный вклад в достижение Победы.

Сергей Архипов, ветеран Волго-Донского пароходства


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz