Страницы истории Усть-Донецкого порта (окончание)

Ступени роста

В 1967 году начальником Усть-Донецкого порта был назначен Юрий Николаевич Ямщиков, с 1960 года работавший заместителем начальника. Конец 1960-х, первая половина 70-х годов для порта — время динамичного роста. Продолжались поиски оптимальных вариантов организации труда портовиков. Росла их техническая вооружённость. В полную силу заработал углепогрузочный комплекс, его производительность достигла 2400 тонн в час. А в навигацию 1970 года впервые в своей истории порт переработал миллион тонн лесных грузов.

Объём переработки народнохозяйственных грузов в 1971 году превысил шесть миллионов.

Большого успеха добились в 1974 году работники углепогрузочного комплекса. Впервые за девять навигаций был достигнут и значительно превышен миллионный рубеж. Было переработано свыше семи миллионов тонн народнохозяйственных грузов.

И семь следующих лет главный, обобщающий показатель работы порта не опускался ниже восьми миллионов. В 1975 году он составил 8297 тысяч тонн, а в 1979 поднялся до 9300 тысяч тонн.

Навигация 1975 года началась рано. Были открыты скоростные пассажирские линии на Дону и Северском Донце.

Зрелость

Весной 1980 года порт отмечал своё 20-летие. Было чем гордиться, было о чём сказать. Завершилось строительство второй очереди гидромеханизированной выгрузки песка, монтаж оборудования на механизированном складе УПК.

Порт располагал более чем четырьмя десятками только портальных кранов, солидным приписным флотом, собственным автопарком, полутора километрами причалов, достаточно оборудованных средствами малой механизации. Но главная ценность — это, конечно, сложившийся трудовой коллектив. В 1980 году в порту работало 1300 человек.

В условиях снижения грузопотоков

Восьмидесятые и особенно девяностые годы прошлого века с полным правом можно назвать драматичными для Усть-Донецкого порта. Отпраздновав 20-летний юбилей, коллектив трудился с полным напряжением сил. В 1981 году было переработано 9450 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Это рекордная цифра за всю историю предприятия. Такой уровень продержался до начала перестройки.

Обеспечение порта грузопотоками — эта проблема стала главной для назначенного в 1986 году начальником порта Александра Аркадьевича Зарницына. История предприятия вполне могла бы оборваться под бурным натиском кризисных девяностых годов прошлого столетия, когда не стало плановой структуры грузооборота и началась борьба за собственность. Экономическая реформа требовала перехода на самофинансирование, а мелеющие грузопотоки не давали надежды на прибыль. Жильё для рабочих давно уже строили только хозспособом. Нелёгкая трёхсменная работа на причалах требовала соответствующей оплаты. Недёшево обходилось содержание трёх детских садов.

Привыкшим за годы динамичного роста к широкому размаху портовикам пришлось овладевать жёсткой наукой — экономить, искать новые источники прибыли. Главными людьми в порту стали экономисты. По-прежнему делалось всё для привлечения дополнительных грузопотоков. Сократили, где можно, расходы, численность работников.

Портовикам в Усть-Донецке, как, впрочем, и всем, работалось трудно. В начале 1990-х годов порт потерял все основные грузопотоки и, несмотря на мощную техническую базу, становится банкротом, производство почти останавливается. В конце ХХ века усилия портовиков были направлены на сохранение основных фондов. Рабочие и инженеры сообща участвовали в охране порта, по ночам берегли технику от разграбления. В 1998 году коллективом из 200 человек обработано всего 200 тысяч тонн грузов.

Есть результаты и надежды

В 1999 году появились признаки стабилизации экономического положения в стране, оживилась строительная отрасль, и грузовые перевозки стали понемногу подыматься. Удаётся изменить ситуацию, переключившись на металлолом, уголь, увеличив добычу и отгрузку нерудно-строительных материалов. Логистические исследования, проведённые Росречфлотом, показали возможность перевозки угля из Усть-Донецка в Турцию.

В 2000-м пошёл уголь, достигнут рубеж перевалки в один миллион тонн. Главным акционером порта в 2002 году становится ЗАО «Азово-Донское пароходство». Под занавес транзитной навигации-2002 перевалена пробная партия астраханской серы. В дальнейшем работа пошла, в основном, по серному варианту.

В 2003-м для защиты удобрений и других грузов от атмосферных осадков построен крытый складской комплекс площадью 240 на 25 метров. С 2004 по 2007 год объёмы переработки, главным образом, серы и хлористого калия, приближались к двум миллионам тонн.

В 2008-м — новое финансово-экономическое испытание, на этот раз в мировом масштабе. В Усть-Донецком порту резкий обвал грузооборота — до 573 тысяч тонн. Численность работников пришлось сократить почти вдвое. В зиму-2008-2009 перешли на неполную рабочую неделю, принимались меры для сохранения основы коллектива. В 2009 году грузооборот достиг 712 тысяч тонн, работало 285 человек. Сегодня в порту — более 300 человек из Усть-Донецка, Апаринской, Кочетовской, Нижнекундрюченской, из хутора Крымского.

Несмотря на последствия мирового финансово-экономического спада, коллектив ОАО «Усть-Донецкий порт» на 51-м году своей истории делает ставку на дальнейшее развитие. Ближайший рубеж перевалки — два миллиона тонн в год.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz