Усть-Донецкий ССРЗ - Первые 50 лет

   В Усть-Донецке 3 июля намечается большой праздник. Будут сразу отмечать День работников морского и речного флота и День города, то есть полувековые юбилеи рабочего посёлка и двух главных его предприятий - порта и завода. Месяц назад в "Речнике Дона" вы читали подборку материалов об Усть-Донецком порте, в следующем номере будет репортаж о празднике, сегодня - рассказ о судоремонтно-судостроительном заводе.

История Усть-Донецкой РЭБ флота, а ныне ОАО "Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод" (ССРЗ), началась 1 июля 1960 года. Чтобы ускорить создание производственной базы нового предприятия, на баланс от ростовской РЭБ "Красный флот" были приняты теплоходы, плавмастерская, склад материалов и запчастей, трансформаторная электроподстанция и автотранспорт.

За период с начала организации Усть-Донецкой РЭБ флота введены в эксплуатацию и по сей день используются производственные мощности: деревообрабатывающий, котельно-сварочный, слесарно-механический цеха; кислородная станция; причальная стенка длиною в 360 погонных метров; док-кессон. Предприятие обладает станками для раскроя, токарной, фрезерной обработки металла, сварочным, слесарно-механическим оборудованием для ремонта винто-рулевого комплекса, судовых механизмов и систем. В 2006 году силами завода построен доковый комплекс для подъёма судов весом до 1000 тонн.

В федеральный и муниципальный бюджеты из ССРЗ за последние три года поступило 36 миллионов рублей. В 2005-2008 постоянно наращивались валовые доходы от промышленной деятельности. В кризисный 2009 год достигнутые прежде показатели упали вдвое, но в общем доходе доля судоремонта составила 54%, от аренды заводского флота - 6%; проведён доковый и средний ремонт на 13 судах грузового, буксирного и несамоходного флота, на 19 судах - текущий ремонт. Всего в период навигации-2009 выполнен ремонт на 86 судах.

На заводе ремонтируются и принимаются на зимний отстой теплоходы судоходных компаний Ростовской, Волгоградской, Самарской областей, из Республики Татарстан, Пермского края, перевозящие грузы по Дону, Волге, Северскому Донцу, Азовскому, Чёрному и Средиземному морям. Среди деловых партнёров ССРЗ - ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", чьи теплоходы обслуживают судоходную обстановку и гидросооружения на Дону и Северском Донце. На подряде изготовлены некоторые комплектующие для строительства второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла.

В разные годы начальниками и директорами Усть-Донецкой РЭБ флота были: А.А. Винтер, Г.А. Чепурнов, Н.В. Вишневский, Ю.Я. Яценко, А.А. Костенко, М.И. Устинов.

В результате акционирования в 1993 году образован Усть-Донецкий филиал ОАО "Донречфлот" - структурная единица группы компаний "Азово-Донское пароходство". Директорами филиала были: М.И. Устинов, М.М. Святохин, В.Г. Филиппович. ОАО "Усть-Донецкий ССРЗ" создан в результате реорганизации ОАО "Донречфлот" в 2002 году, директором был назначен А.В. Колосов.

***

Свидетелем и участником всех 50 лет заводской истории, и сегодня активно продолжающим свою трудовую деятельность, является Владимир Самуилович Карасик - один из старейших работников судоремонта на Дону. Про таких людей, как Владимир Самуилович, совершенно справедливо говорят: на нём держится производство.

Родился 10 апреля 1942 года в оккупированной фашистами Белоруссии. Детство пришлось на годы послевоенного восстановления народного хозяйства. Окончив школу, Владимир вслед за старшим братом в 1960-м приехал на Северский Донец - осваивать флотские рабочие специальности на новом производстве. 1 ноября зачислен подсобным рабочим плавмастерской. Через месяц - матрос на теплоходе "Ташкент", весной следующего года - боцман на теплоходе "Ахмат". Три армейских года прошли на Балтике, на передвижной радиостанции, обслуживавшей военные аэродромы. Там освоил ремонт радио- и электрооборудования. По возвращении из армии - рулевой-моторист на теплоходе "Алексин", а с начала навигации 1966 года и на долгих девять лет - помощник механика по электрооборудованию в экипаже теплохода "Дзержинск". С 1975-го и по сей день в электроучастке работает радиомонтажником судовым шестого разряда. У Владимира Самуиловича и его супруги двое детей и трое внуков. Сын работает в караване земснаряда " Камский-601" Азово-Донског о ГБУВПиС.

Мы спросили Владимира Самуиловича, что ему с высоты стольких десятилетий видится ярче всего в прошлом, настоящем и будущем родного завода?

- В своё время у РЭБ было много флота. Никогда не забыть, как во главе с Николаем Даниловичем Дреем на "Дзержинске" возили песок, уголь в Ростов, Азов, Таганрог, Жданов, Ейск. Весной по высокой воде на малых реках, которые в межень становятся несудоходными, забирались в самые отдалённые уголки. Северо-запад, Урал, Поволжье, юг, словом, вся европейская часть России сверху донизу - всё это было наше.

То же самое на берегу. До начала перестройки у нас был большой коллектив, напряжённый график, чёткий план и много интересной работы. Весело и дружно жили. Потом страна зашаталась, и мы вместе с ней. К началу 1990-х из всех дел в судоремонте осталась какая-то мелочь, и многие люди разбежались. Но я, наверное, настолько прикипел к своему заводу, что даже в крайних обстоятельствах, как говорится, пятого угла не искал. Решил по-своему: а куда бежать? - значит, судьба такая. Времена бывают разные, но своё дело, выбранное раз и навсегда, всё-таки остаётся. И теперь у нашего завода есть настоящее, потому что даже тогда здесь был малый коллектив, способный сохранить на будущее основу большого производства.

А что до будущего, - начальству, конечно, виднее, я же могу только сказать, как оно видится из электроучастка. Сегодня мы часто работаем, что называется, с колёс. Приходит заявка: работы на полчаса, а нужной запчасти на складе нет, потому что не создан запас прочности. Судно ждать не будет.

Быстрее бы закончилась наша реструктуризация. Хочется больше единства в управлении и планировании, чтобы лучше было техническое снабжение, меньше бумаг, больше дела, стабильности, порядка. Команда каждого судна, приходящего на ремонт, хочет, чтобы у них не было лишнего простоя и нареканий по качеству. На этом держится авторитет Усть-Донецкого ССРЗ, но ведь он должен ещё и крепнуть? Я со своей стороны хочу верить, что в единстве у нас наступит порядок. Дела пойдут веселее, придёт на завод молодёжь, потому что здесь платят достойную зарплату и обеспечивают своим жильём. Очень хочется верить, что так оно и будет, а то эстафетную палочку некому передать.

Сегодня Усть-Донецкий ССРЗ, наряду с Донской судоходной компанией (ДСК), Потаповским и Пашеновским карьерами, - структурное подразделение Азово-Донской нерудной компании (АДНК) в составе ГК "Азово-Донское пароходство". С августа 2007 года генеральным директором ССРЗ и ДСК является Сергей Иванович ТКАЧЕНКО.

С.И. Ткаченко почти 40 лет работает в системе водного транспорта. С 1974 года более 20 лет отработал на судах загранплавания: от "Волго-Балтов" до судов новой постройки "Дон" и "Воронеж", от моториста до старшего механика. В 2002-2005 годах в компании "Флоттехменеджмент" принимал участие в создании службы технической эксплуатации судов внутреннего и загранплавания, возглавлял техническую дирекцию ОАО "Донречфлот". Затем был период ревизии малого флота, находящегося на балансе пароходства, создание АДНК, где сегодня С.И. Ткаченко отвечает за эксплуатацию и ремонт флота.

Генеральный директор рассказал о положении дел, проблемах и производственных планах, с какими ССРЗ встречает свой золотой юбилей:

- К 50-летию предприятие подходит в рабочем состоянии. Завод сегодня относительно стабилен и, как говорят на флоте, уверенно чувствует себя на плаву, являясь одним из ведущих по количеству рабочих мест и объёму налоговых отчислений в Усть-Донецком районе.

Понятно, что главная наша ценность - люди, коллектив в 150 человек, 80 из них - рабочие-судоремонтники: котельщики, сварщики, судовые слесаря-монтажники, бригада очистки, окраски судов, токаря, электрики. В основном, уроженцы рабочего посёлка Усть-Донецкого, хутора Апаринского, станицы Кочетовской.

Время большого судоремонта - период между транзитными навигациями, но и на летние месяцы у нас определена производственная программа. Трудности с реализацией намеченных планов, как и на всех промышленных предприятиях России, обычно связаны со старением производственной базы, и это, на мой взгляд, один из множества конкретных примеров, указывающих на необходимость модернизации отечественной экономики.

В этой связи наряду с судоремонтом мы развиваем новые формы работы, чтобы укрепить доходную часть бюджета, повысить уровень жизни работников и обновить производственную базу. Освоили перевалку щебня из Пашеновского и Потаповского карьеров: судами Донской судоходной компании груз доставляется в ССРЗ и далее идёт транзитным флотом. Перевалочный комплекс состоит из трёх кранов и вспомогательной техники. В 2009 году обработано свыше 300 тысяч тонн щебня, с начала нынешней навигации - около 130 тысяч тонн. Также налажен ремонт и изготовление крановых грейферов, на карьерах наши специалисты осуществляют техническое обслуживание добывающих и камнедробильных агрегатов.

Ищем способы реализации инвестиционного проекта по строительству речных барж-площадок для перевозки минерально-строительных грузов по Северско-Донецкой шлюзованной системе. При габаритах, соответствующих местным шлюзовым камерам, и небольшой осадке баржи должны обладать грузоподъёмностью 1200-1250 тонн. Это необходимое условие для их эффективной эксплуатации и окупаемости проекта. Первую серию новых судов постараемся заложить в 2012 году. Пора судостроительно-судоремонтному заводу в полной мере оправдывать своё название.

Группа компаний находится на завершающем этапе реструктуризации, пристальное внимание уделяется вопросам грамотной организации производства и чёткой координации между предприятиями Азово-Донского пароходства. Поэтому, наряду с необходимостью расширения клиентской базы, основным заказчиком ССРЗ остаётся ОАО "Донречфлот". Как ни парадоксально звучит, но развиваться в условиях жёсткой конкурентной борьбы, наверное, можно только сообща, и так решать поставленные задачи и выбираться из накопившихся системных проблем.

И здесь я хочу вернуться к тому, с чего и начал: нам не построить нового флота и не обновить производственную базу в судоремонте без решения главного - кадрового вопроса. Люди должны получать достойную зарплату, иметь социальное обеспечение и собственное жильё. Рабочее общежитие на 55 квартир, которое сохранилось на заводском балансе со старых времён, не годится для высококлассного молодого специалиста, который со своей семьёй по праву претендует на достойную жизнь. А программы строительства жилья у ССРЗ нет. Думаю, что и здесь в одиночку не справиться. Один из вариантов - совместное с портом и администрацией рабочего посёлка долевое участие в жилищной части большого проекта по строительству Новоростовской ТЭЦ.

Надеемся, что и в других организационных вопросах степень интеграции в Усть-Донецком водном узле будет только нарастать. Образно говоря, чтобы этот узел стал крепче, надо сначала развязать лишние производственные и бытовые зацепки. Только инициатива и комплексный подход! Неплохой лозунг для полувекового юбилея завода, порта и рабочего посёлка - города Усть-Донецких речников.

Алексей ЗАХАРОВ


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz