Кочетовскому гидроузлу — 90 лет. Взгляд в будущее

   есною 1920 года, когда на Дону ещё продолжалась Гражданская война, через шлюз гидроузла №1 у станицы Кочетовской прошли первые суда; в начале XXI века здесь начался качественно новый исторический этап в связи со строительством второй нитки судоходного шлюза; 3 июля 2010 коллектив Кочетовского гидроузла отметил 90-летие со дня ввода в эксплуатацию этого важнейшего в Азово-Донском бассейне народнохозяйственного объекта. Торжественные мероприятия были приурочены к профессиональному празднику воднотранспортной отрасли — Дню работников морского и речного флота.

Это был, прежде всего, праздник коллектива, славного своим трудом на благо Российского флота. С юбилеем работников и ветеранов Кочетовского гидроузла поздравили: заместитель руководителя ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» – начальник НДРГС Е.Б. Овчинников, заместитель руководителя ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» по обеспечению судоходства В.А. Сальников, глава Семикаракорского района В.Н. Талалаев, председатель ППО НДРГС Л.Г. Ковальчук, заместитель начальника НДРГС по кадрам и быту С.И. Зиновьев, начальник Кочетовского гидроузла В.А. Хрипко, атаман станицы Кочетовской А.Е. Юносов. Звучали здравицы, зачитывались поздравительные адреса, выступал народный ансамбль казачьей песни «Кочетовские Донцы», настроение было солнечным, все с искренним чувством разделяли общее торжество, от души желали друг другу безаварийной работы, надёжного будущего и дальнейшего развития на долгие годы вперёд.

Позвольте поимённо перечислить награждённых в этот день. Денежные премии получили ветераны гидроузла: Юрий Петрович Бирюков, Пётр Филиппович Белозор, Надежда Семёновна и Анатолий Семёнович Говоруха, Михаил Николаевич и Лидия Алексеевна Колесниковы, Юрий Борисович и Лидия Михайловна Кувиковы, Нина Александровна Назаренко, Валентина Михайловна Верхоламочкина, Светлана Александровна и Михаил Фёдорович Ушанёвы, Софья Фридриховна Филимонова, Надежда Ильинична Хапёрская.

Нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями» награждён Александр Николаевич Часовских, электромонтёр; благодарственным письмом Министерства транспорта Ростовской области — Роман Александрович Сапожников, водолаз водолазной станции №110; благодарственным письмом ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» — Геннадий Михайлович Чернышёв, механик транспортного участка, Наталья Владимировна Фальман, старший судопропускник; почётной грамотой НДРГС — Сергей Иванович Светличный, начальник вахты, Лилиана Дмитриевна Часовских, осмотрщик гидросооружений, Геннадий Александрович Назаренко, бетонщик; благодарностью НДРГС — Владимир Иванович Швайко, начальник вахты, Владимир Иванович Гладков, водитель автобуса, Павел Иоганович Фальман, электромонтёр.

В финале праздника в небо было запущено 90 воздушных шаров красного, белого и синего цветов российского триколора — как символ былой истории гидроузла и его значения на внутренних водных путях современной России. Сегодня Кочетовский гидроузел — в ряду самых технически совершенных гидросооружений такого типа в нашей стране, и больше его никто не смеет называть «узким местом». Коренная модернизация гидроузла, с помощью которой решён ряд актуальных задач, в стратегическом плане мыслится в контексте крупнейших проектов будущего. Не исключено, что своё 100-летие Кочетовский гидроузел отметит в качестве важного звена на подходе к двойному Волго-Донскому судоходному каналу. И если первое десятилетие XXI века для гидростроителей было очень насыщено событиями, то второе в этом смысле обещает быть ещё интереснее и труднее.

Из истории Кочетовского гидроузла

Бурный рост промышленности Донецкого бассейна в 1880—1900 годы вызвал резкое увеличение объёма перевозок — угля и хлеба в порты Азовского моря, обратно — лесных материалов на шахты Донбасса. В отсутствие развитой сети железных дорог экономически целесообразным оказалось создание шлюзованных систем Северского Донца и Нижнего Дона. Предыстория проектирования и строительства сооружения №1 на реке Дон (так в документах начала прошлого века назывался Кочетовский гидроузел) неразрывно связана с Северско-Донецкой шлюзованной системой.

Подробный проект шлюзования реки Дон от хутора Калач до впадения в него Северского Донца, разработанный Н.П. Пузыревским, министерство путей сообщения представило на законодательное рассмотрение. Император Николай II начертал: «Быть по сему». В 1911—1914 годах было построено шесть гидроузлов Северско-Донецкой шлюзованной системы, а в период с 1914 по 1919 год — гидроузел №1 у станицы Кочетовской. Пробный кратковременный подъём плотины, с набором верхнего бьефа, дан перед ледоставом в конце ноября 1919 года. По спаде весенних паводковых вод в 1920 году плотина была поднята, и сооружение вступило в эксплуатацию. За первую навигацию через гидроузел было прошлюзовано 767 судов с 24600 тоннами груза.

Строительство Кочетовского гидроузла осуществлялось в годы Первой мировой войны, в том числе с использованием труда военнопленных — немцев, австрийцев и венгров. Максимальная их численность доходила до 2356 человек. Уже в 1918 году военнопленные были сняты с работ и отправлены на родину.

Шла Гражданская война. В январе Красная Армия заняла Ростов-на-Дону и Новочеркасск, а в марте полностью было подавлено сопротивление казаков в Донецкой области. Однако новой власти тоже были нужны водные пути, поэтому пришлось устранять все недоделки и вскрытые дефекты, уже начиная с первой полномасштабной навигации 1920 года. В 1928—1932 годах было построено дополнительное отверстие плотины, как водослив с широким порогом шириной 40 метров, что только частично сняло проблему пропуска паводковых вод.

В 1942 году, во время фашистской оккупации Ростовской области, инженерная служба вермахта «Тодда», чтобы организовать доставку угля из приречных районов Донецкого бассейна, пыталась ввести гидроузел в эксплуатацию. Но благодаря действиям работников гидроузла, которые перед приходом немцев опустили плотину на порог, вытащили фермы Поаре из подшипников и обрубили тяговые цепи, попытка оккупантам не удалась, они не смогли восстановить гидроузел.

После освобождения Ростовской области, в межнавигационный период с 1943 по 1944 год, военно-восстановительный отряд выполнил необходимый ремонт всех гидроузлов CДШС, в том числе Кочетовского гидроузла, и с весны 1944 года началась навигация.

Уже в 50—60-е годы прошлого века, после ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала и в связи с увеличением габаритов новых судов, старый Кочетовский шлюз требовал реконструкции. Его габариты стали серьёзным препятствием для судоходства, так как суда нового поколения, достигавшие в длину 130—140 метров, в камеру шлюза просто не помещались. Крупные работы по проекту института «Гипроречтранс» здесь были начаты в середине 50-х годов, а завершены, в основном, в 1969 году.

В результате шлюз был приведён в полное соответствие с габаритами таких же сооружений Волго-Донского канала. Габариты обновлённой камеры составили 145х17 метров. В те же годы в комплекс сооружений Кочетовского гидроузла была включена возведённая на месте дополнительного отверстия трёхпролётная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом. Построены верхние и нижние причальные направляющие, возведены здания механизмов с центральным пультом управления, надстроены парапеты камеры, проведена замена электромеханического оборудования шлюза.

К 1990-м годам Кочетовский гидроузел снова устарел. Дальнейшее расширение габаритов старой шлюзовой камеры признано нерациональным. Выгоднее было построить рядом со старой камерой новый современный шлюз стандартных габаритов, который возьмёт на себя основной поток больших судов. Первоначальный проект реконструкции со строительством второй нитки шлюза был разработан «Гипроречтрансом» ещё в 1990 году, но его реализации помешали события, приведшие к развалу единого государства. Лишь в 2001 году проект был возобновлён. Государственный контракт №158 с ЗАО «ГТ «МорРечСтрой» на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан сторонами 24 мая 2004 года.

Параметры второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла: протяжённость вместе с подходными каналами — два километра, причально-направляющих сооружений — 1,5 километра. Габариты камеры шлюза: длина 156,6 м, ширина 18 м, высота от днища 12,4 м, глубина на пороге шлюза пять метров. На возведении этого уникального объекта нередко одновременно работало более 500 человек и более 100 единиц тяжёлой строительной техники.

28 марта 2008 года было получено разрешение Ространснадзора на эксплуатацию ГТС, а в апреле через новый шлюз прошло первое грузовое судно. Акт 19 июня 2008 года утвердил руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, а подписали этот исторический документ 27 специалистов.

3 июля 2010 года коллектив гидроузла отпраздновал своё 90-летие.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz