Из истории Ростовского порта

Большая доля ростовской торговли шла рекой и морем. Её потребности вызвали к жизни учреждённую в 1749 году Темерницкую таможню и возникший при ней в 1750 году первый в истории Ростова Темерниковский порт. Таможня с портом стали родовым местом нашего города задолго до крепости. Воды Дона, Темерника и Богатого Колодезя послужили своеобразной «рубашкой» при рождении Ростова. Счастлива судьба донского города, вероятно, потому, что он в рубашке родился. К Ростову-на-Дону эта поговорка вполне применима, подходит с точки зрения географического, природного аспекта.

Ростовский порт, как и река Дон, всегда был кормильцем города, способствовал его возникновению, становлению, развитию, во многом определял его судьбу, характер, облик, положение в Юго-Восточном регионе и во всей России. С 1749 года, ведя своё историческое начало от Темерниковского порта и таможни, он постоянно рос, развивал своё портовое хозяйство, обеспечивал совершенствование донского судоходства, всё увеличивающийся оборот товарного груза, торговых судов.

Возвращение России после Русско-турецкой войны 1768—1774 годов права свободного плавания по Азовскому морю дало толчок внешней вывозной торговле, образованию в Ростове торговых обществ.

Ростовский порт имел высокий государственный статус, находился в ведении Главного управления торгового мореплавания и портов Министерства финансов Российской Империи. Во главе управления высочайше назначались начальники из дворян, имевшие высокие чины вплоть до контр-адмирала. В порту действовало Ростовское отделение водяных сообщений Московского округа.

Ростовский порт был единым хозяином речного и берегового пространства, обеспечивал государственное ведение строительства на этом пространстве. Городские думы Ростова и Нахичевани-на-Дону, которым принадлежали земля, река, обязаны были согласовывать с управлением порта все меры по обустройству берегов.

Ростовский порт был центром действовавшей транспортной связки железная дорога—река—море, обеспечивал перевалку грузов во всех направлениях. Только в одном 1897 году из Ростовского порта через донские гирла в Азовское море прошли 5449 паровых, 1523 парусных, 1309 буксирных судов.

Ростовский торговый порт в начале ХХ века был одним из самых крупных в Российской Империи. К нему в 1912 году было приписано 176 судов: 61 паровое, 76 парусных, 25 буксирных морских барж и 14 катеров. Кроме того, порт обслуживался 102 судами, приписанными к другим портам. В навигацию 1912 года, которая продолжалась 267 дней, с 16 марта по 7 декабря, ушло вверх по Дону 1763 и пришло сверху 1783 судна. Снизу пришло в Ростов-на-Дону 1368 речных и 3497 морских судов, ушло в море 3519 морских судов. Общий судооборот Ростовского порта в 1912 году составил 13278 судов. Вниз и вверх в разводную часть железнодорожного моста прошло 11560 судов.

В военные 1914-1915 годы судо- и грузооборот порта уменьшился. Общий грузооборот порта в 1915 году составил всего 74600 тысяч пудов, что было на сто миллионов меньше, чем в 1914, и на 145 миллионов меньше, чем в 1913 году.

Среди грузов преобладали хлебозерновые товары, семена, шерсть, лес, уголь, антрацит. За границу вывозились пшеница, рожь, ячмень, овёс, пшеничная мука, семя льняное, сурепное, подсолнечное, выжимки из семени, отруби. Основными заграничными покупателями русского хлеба были Англия, Германия, Голландия, Италия, а также Франция, Бельгия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Швеция. Из Ростовского порта с перегрузкой на таганрогском и мариупольском рейдах хлеб доставлялся в черноморские и балтийские порты малым и большим каботажем. Во Владивосток он попадал с перегрузкой в Одессе. Хлеб в Ростовский порт поступал из ближних и дальних весей рекой, железнодорожным и гужевым транспортом.

На обработке, погрузке и выгрузке зерна в Ростовском порту работали тысячи сезонных пришельцев. Существовали разделение и специализация их труда. Так называемые наборщики насыпали зерно в мешки, работали в амбарах, трюмах барж, в лодках. Качуры возили тяжёлые мешки тачками по шатким сходням. Носаки таскали мешки с зерном на своих спинах, плечах. Работы хватало многим.

Напряжённая, исправная работа порта в условиях растущего оборота грузов, пассажиров увеличивала как доходы государственного казначейства, так и поступления в городскую казну. Так Ростов богател при помощи порта. Здесь добывали средства для существования многие ростовчане, жизнь которых была связана с портом. Ростов формировался под влиянием порта, впитал его ритм, традиции. Ныне он хранит и умножает их как портовый город.

До 1917 года для Ростовского порта было традиционным превышение экспорта над импортом. Став крупным речным портом в советские годы, он был ориентирован на внутренние интересы Советского Союза. Ныне, в XXI веке, он снова ориентирован на вывоз внутренних ресурсов из Российской Федерации в другие страны, развёрнут в сторону моря, в 2004 году занял среди портов Азова, Архангельска, Астрахани, Выборга, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Туапсе и других первое место по показателю «выпуск судов в море». Со времени Темерниковского порта минуло всего лишь два с половиной столетия, почти десять поколений портовиков.

И вот сегодня Ростовскому порту — 260...

(Из книги Ф.И. Поташева «Град Ростов»)


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz