Система защиты от ЧС техногенного характера

   На этот раз разговор идёт о системе защиты населения, акваторий рек (моря) и прилегающих территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера, происшедших на нефтеналивном береговом терминале в зоне ответственности Азовского морского порта.

Создание системы защиты человека и окружающей среды — одна из целей принятой ранее и действующей сегодня Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС в Российской Федерации...». Именно последнее, в условиях сохранения угроз техногенных ЧС, должно быть одним из приоритетных направлений работы в области решаемых задач по предупреждению и ликвидации ЧС в администрациях речных (морских) портов, для руководящего состава организаций, предприятий и учреждений (далее — организация) в зоне их ответственности.

Преодоление ставших чуть ли не ежедневными различных катаклизмов выдвинуло сегодня на повестку дня термин «техногенной безопасности», который обозначает состояние защищённости жизненно важных интересов отдельной личности, общества и государства в целом от аварий на потенциально-опасных объектах, а также состояние защищённости от последствий этих аварий. Поэтому, с одной стороны, одним из направлений работы, прежде всего, владельцев этих объектов, в том числе и судовладельцев, а также различных надзорных и контролирующих органов, является обеспечение надёжности функционирования этих потенциально-опасных объектов. С другой, это как раз касается всех, — готовность создаваемой системы защиты территорий и акваторий от различного рода возможных ЧС.

Среди них — ЧС, вызванная разливом нефтепродуктов на местности (суше) и акватории реки (моря) в результате происшествия на транспортном комплексе. Разлив нефтепродуктов вообще, а на акваториях рек особенно, является одной из сложнейших техногенных ЧС, ликвидация которой требует особой подготовки руководящего состава, применения определённых узкоспециализированных сил и средств, отработанной организации управления, оповещения и связи.

Неотложные работы по ликвидации последствий разлива проходят в рамках строгих ограничений, в которые ставит людей, прежде всего, сама река (море), с учётом особенностей экосистемы акватории (территории) и природно-территориальных комплексов, а также в рамках довольно-таки жёстких требований нормативно-правовых документов. Это требует от разных категорий руководящего и командно-начальст-вующего состава, даже простых работников, специальной подготовки, определённых знаний и навыков, целеустремлённости, немалых затрат времени и сил.

Защита, как система, создаётся в ходе разнообразной плановой подготовки. Одним из её видов является командно-штабное (специальное) учение, которое один раз в год (или раз в два года, в зависимости от уровня органов управления) проводится на основании требований п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.08. 2000 г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

В соответствии с «Планом основных мероприятий по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности на 2010 год» 10 июня такое учение было проведено — сначала на местности (суше) и акватории реки Дон (в ковше), в зоне ответственности генерального директора ООО «ДонТерминал» В.М. Галаты; затем — на открытой акватории реки в зоне ответственности капитана Морского порта Азов В.А. Брагина.

Справка

Железнодорожно-водная перевалочная база нефтепродуктов (ООО «ДонТерминал») имеет шесть резервуаров, как потенциально-опасных объектов, для хранения нефтепродуктов (мазута и дизельного топлива) общим количеством до 20 тысяч тонн. Приём нефтепродуктов для хранения осуществляется из железнодорожных цистерн. Перевалка груза на танкер осуществляется по внешнему нефтепродуктопроводу (две трубы, длиной 3,65 км) с помощью погрузочных устройств — стендеров типа «СР-250». Зона ответственности по ЧС предприятия охватывает базу с объектами, участок суши в районе пролегания нефтепродуктопроводов и участок акватории реки Дон (в границах ковша).

Предприятие является объектовым звеном двух подсистем РСЧС: функциональной (морской) и территориальной (ростовской областной). На случай ЧС техногенного характера создало органы управления, силы и средства, отработало систему управления (в состав которой входят органы управления, основной и запасной пункт управления и средства связи), утвердило схемы управления, связи и оповещения, укомплектовало аварийно спасательное формирование по ликвидации разлива нефтепродуктов и аварийно-спасательное формирование по гражданской обороне (в составе противопожарного и санитарного звеньев, поста радиационного и химического наблюдения), заключило договора со сторонними организациями, входящими в состав двух подсистем, на применение дополнительных сил и средств.

Цель учения — локализовать и ликвидировать разлив нефтепродуктов на суше и воде силами и средствами ООО «ДонТерминал», а также отработать организацию взаимодействия органов управления, сил и средств функциональной и территориальной подсистем РСЧС, выработать единую систему подхода в решении этих вопросов, возникших при обработке нефтеналивного судна.

На учении ставилась задача: должностным лицам (от капитана танкера, расчётов аварийно-спасательных формирований и привлекаемых технических средств, должностных лиц различных структурных подразделений, как береговых, так и морских, до генеральных директоров, в том числе приглашённых на учение из подобных терминалов и судоходных организаций) понять, прежде всего, своё место в этих непростых действиях, а также отработать знания и навыки по применению органов управления, технических средств и средств связи.

Учение проводилось как показательное, в том числе и для представителей соседних регионов и зарубежья. Опыт прежней подобной работы помогал выполнить требования законодательства РФ с учётом специфики ООО «ДонТерминал», учитывать особенности той или иной речной (морской) организации, привлекаемой на учение, специфику управления. Очень важно было, чтобы из этого учения каждый руководитель (подсистемы, организации, территориального органа управления, муниципального образования, сельского района и сельского поселения) вынес знания по кругу своих обязанностей.

Учение, в отличие от предыдущих, имело ряд особенностей. Во-первых, впервые проходило на территории нефтеналивного терминала, производственная деятельность которого связана с рекой. И впервые действия по локализации и ликвидации разлива выполнялись не только на воде, но и на местности (суше). Во-вторых, неотложными работами при существующей обстановке требуется руководить как руководителю предприятия (на суше и в ковше), так и капитану порта (на открытой акватории реки). Отсюда — отрабатывался на учении особый алгоритм действий органов управления, сил и средств. В-третьих, особенности географического расположения предприятия, физико-географического состояния реки, береговой черты и ковша, удалённость защищаемых объектов от порта потребовали досконально продумать виды и типы технических средств, варианты и способы их применения.

Впервые (не только в области, но и стране) бонопостановку, с целью остановки дрейфа нефтепродуктов по течению реки, выполнил спасательный вертолёт «Ми-8». Впервые целая фаза учения отдавалась практической отработке вопросов оказания медицинской помощи и эвакуации поражённых и раненых силами и средствами ФГУ «Южный окружной медицинский центр», медицины катастроф региона и спасательной авиации Южного регионального центра МЧС России по ЮФО.

Для отработки действий на суше и воде привлекались разнородные силы и средства (16 судов и катеров, шесть плавсредств, вертолёт, 15 единиц автотракторной техники, танкер (грузоподъёмностью пять тысяч тонн), семь нефтесборщиков (из них шесть — автономные нефтесборщики-скиммеры), около одного километра бонового ограждения). Среди них: три очистительных судна, три пожарных катера, три рейдовых буксира (как носители бонового ограждения и нефтесборщиков-скиммеров), судно управления, два подвижных пункта управления (на катерах), два специальных катера, катер-нефтесборщик, аэромобильный катер. Среди автотракторной техники: подвижной пункт управления (на автомобиле), три автомобиля скорой помощи, два автомобиля с вакуумными насосами, четыре оперативных автомобиля, три пожарных автомобиля, спецтехника (два самосвала, бульдозер, экскаватор, профильный погрузчик, мазутовоз).

Спецоборудование и имущество развёртывалось медицинскими службами, службой наблюдения и лабораторного контроля, пожарной службой, правоохранительными службами, санитарно-эпидемиологической службой, поисково-спасательными службами из Азова, Азовского района, области, министерств и ведомств. Задача разведки мест нахождения нефтеполей возлагалась на экипажи вертолёта, катеров ППУ и аэродельтапланов.

Учению предшествовала огромная работа по его подготовке: в Администрации морского порта Азов — под руководством капитана порта, в Департаменте по ЧС Ростовской области — заместителя директора Л.Я. Гладкова, в ООО «ДонТерминал» — заместителя генерального директора В.В. Чапкого и начальника ПТО М.Д. Яблинчука. Досконально разработана подробная документация для проведения учения и для обеспечения повседневной производственной деятельности предприятия и деятельности его формирований.

По замыслу учения, из-за разрыва во время погрузки танкера находящихся под давлением сначала трубопровода, затем погрузочного устройства (стендера) и потери их герметичности произошёл разлив нефтепродуктов на местности и в ковше. Из-за самовозгорания нефтепродуктов возникли очаги пожара на причальном фронте, правом борту и палубе танкера. Обстановка требует провести неотложные работы по ликвидации последствий возникшей ЧС. Работы ведутся на их начальном этапе собственными силами и средствами ООО «ДонТерминал». В район зоны объявленной чрезвычайной ситуации вводятся оперативные силы и средства организаций по договорным обязательствам, сначала — из территориальной (областной), а затем и функциональной (морской) подсистемы.

Все действия на учении проходили в реальных условиях гидрометеообстановки по вводным руководителей учения на берегу (директора Департамента по ЧС Ростовской области С.П. Панова) и воде (капитана морского порта Азов). Объединённый штаб руководства учением, развёрнутый сначала на причале №34 (для управления практическими действиями на суше), затем на пассажирском судне «Капитан Бондарев» (для управления практическими действиями в ковше и на открытой акватории реки Дон), с определённым напряжением и волнением отслеживал каждый эпизод и элемент учения. По-человечески переживали за людей, выполняющих практически, на действующей технике и оборудовании, возложенные на них обязанности.

Постановка барьеров и ловушек, применение бонового ограждения (для барьеров и каскадов на земле и воде — с судов специального назначения и рейдово-маневрового флота, а также с вертолёта), ликвидация разливов нефтепродуктов различными способами, поиск поражённых людей и оказание помощи экипажу танкера в тушении пожара в условиях большой задымлённости, оказание медицинской помощи и экстренная эвакуация раненых и поражённых, поиск и спасание людей, упавших за борт и терпящих бедствие на воде, применение различных средств связи и отработка её организации при ведении работ, наконец, решение на учении исследовательских задач — весь этот накапливаемый багаж, который является основой системы защиты территории и акватории рек, даёт надежду и гарантию, что она сможет быть применена в Азовском морском порту при острой необходимости на практике.

Стоявшая на учении перед капитаном морского порта Азов и администрацией порта задача — научить руководящий состав нефтеналивных береговых и судоходных организаций азовского «куста» в условиях угрозы или возникновения такого рода ЧС правильно оценивать обстановку и принимать грамотные решения на их локализацию и ликвидацию — достойно выполнена.

Вячеслав АЛДАНОВ, капитан-наставник по ГО и ЧС ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС»


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz