ИТОГИ 2009 года (грузооборот в границах Азово-Донского бассейна)
По итогам 2009 г. грузооборот возрос к уровню 2008 г. на 9,1% (1 млн 727 тыс. тонн), составив в абсолютном выражении 20 млн 781 тыс. тонн (в 2008 году - 19 млн 54 тыс. тонн). Это второй по величине результат за весь период существования ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" (максимум был достигнут по итогам 2007 г. - 21 млн 356 тыс. тонн). Прогноз на указанный период составлял 18 млн тонн (выполнен на 115,4%, или +2 млн 781 тыс. тонн). Принятое в прогнозе влияние финансово-экономического спада по факту практически не сказалось на объёмах перевозок грузов в бассейне.
Изменение к уровню 2008 г. складывалось следующим образом: по I кварталу - +340 тыс. тонн, по II - -269 тыс. тонн, по III - +166 тыс. тонн, по IV - +1490 тыс. тонн. Таким образом, за отчётный период 86% от общего роста грузооборота к 2008 г. приходится на IV квартал.
Наибольший рост в абсолютном выражении к 2008 г. отмечается по экспорту продукции сельского хозяйства в порты Чёрного и Средиземного морей: пшеницы - 4550 тыс. тонн против 3365 тыс. тонн (+1185 тыс. тонн), ячменя - 1358 тыс. тонн против 351 тыс. тонн (+1007 тыс. тонн). По транзиту и экспорту серы - 2016 тыс. тонн против 1326 тыс. тонн (+690 тыс. тонн), по транзиту вакуумного газойля - 1566 тыс. тонн против 1176 тыс. тонн (+389 тыс. тонн).
В процентном отношении наибольший рост по экспорту гороха - 898,5% к уровню 2008 года (171 тыс. тонн против 19 тыс. тонн).
Наибольшее снижение грузооборота к 2008 г. отмечается: по импорту цемента - 487 тыс. тонн против 1543 тыс. тонн (-1056 тыс. тонн); по внутрибассейновой переработке и межбассейновым перевозкам щебня - 322 тыс. тонн против 829 тыс. тонн (-507 тыс. тонн); по экспорту металлолома - 1097 тыс. тонн против 1560 тыс. тонн (-463 тыс. тонн); по импорту хромовой руды - 45 тыс. тонн против 393 тыс. тонн (-348 тыс. тонн).
Изменения в объёмах вышеуказанных грузопотоков и определили итоги отчётной навигации, которые следует считать весьма высокими, несмотря на такие негативные факторы, как финансово-экономический спад, продолжающееся реформирование отрасли, сложные гидрометеоусловия, дефицит водных ресурсов.
Следует также отметить, что за весь период мониторинга на нашем предприятии в 2009 году был получен исторический максимум по объёму судопотока в устьевой части Дона - 11275 судов. Уровень 2007-го пикового года (10516 единиц) превышен на 7,2%.
Ещё один рекорд был установлен по объёму экспортных грузов, отправленных с причалов портов Азово-Донского бассейна. По итогам отчётной навигации он составил 11 млн 460 тыс. тонн - против пикового 2007 года (10355 тыс. тонн) +10,7%.
Юрий КУСТАРЁВ,
заместитель начальника СУДФ
ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"
|