УРОКИ ИСТОРИИ. СМЕЛЫМИ БОГ ВЛАДЕЕТ
В 2010 году, вместе с 312-й годовщиной основания Таганрога, празднуется и другая дата в истории города - 155 лет окончания военных действий на Азовском море и снятия блокады Таганрогского порта и побережья англо-французскими морскими силами во время Крымской (Восточной) войны 1854-1856 годов.
Второго сентября (15-го по новому стилю) в восемь часов утра все пароходы противника снялись с якоря, ушли и уже больше не появлялись. Так бесславно окончилась длившаяся целых четыре месяца военная операция англо-французских морских сил и десантного отряда, целью которой был захват главного русского порта на Азовском море и уничтожение русского военно-транспортного флота и продовольственных запасов, предназначенных для Севастополя и оборонявшей его армии.
Провал стратегического плана - это военное поражение. Произошло оно, потому что Таганрог мужественно защищали православные воины - солдаты гарнизонного полубатальона, казаки учебной команды, двести таганрожцев-добровольцев и невооружённые жители города, в том числе и женщины.
Неприятель многократно превосходил силы защитников. В середине мая в Керченский пролив вошла англо-французская эскадра в составе более 80 боевых кораблей с десантными войсками. До нападения на город англо-французы захватили, сожгли и разграбили Керчь, разгромили береговые батареи у Керченского пролива, разорили Геническ и Мариуполь, но главной их целью был Таганрог.
Нужно сказать, что русское военное командование и гражданская администрация предприняли некоторые действенные меры, чтобы помешать планам врага, но не все необходимые... Транспортные суда были отведены из Таганрогской бухты на Дон, в район Ростова, а устье Дона закрыто водными заграждениями и защищено артиллерией и двумя донскими казачьими полками. Однако старую, давно разоружённую Таганрогскую крепость обеспечить артиллерией не успели. 19 мая 1855 года, когда вражеский флот подошёл к Таганрогу, для защиты города не было ни одной пушки, а число вооружённых защитников не достигало и 500 человек.
Утром воскресного дня 22 мая к Воронцовской пристани (ныне яхт-клуб) пристал катер с неприятельскими парламентёрами, которые потребовали от военного губернатора графа Толстого и наказного атамана Войска Донского генерал-майора И. Краснова сдачи Таганрога. "Весьма жаль будет уничтожить такой прекрасный город", - как истинный джентльмен, заметил английский морской офицер, ведший переговоры. На этот ультиматум военный губернатор и наказной атаман через своих парламентёров ответили: "Воинская честь не позволяет уступить без боя город, но если неприятель действительно, а не лицемерно, желает оказать сострадание жителям, то пусть не бомбардирует город, а выйдет на берег и вступит в бой: пусть оружие решит, кому владеть Таганрогом".
Через полчаса по окончании переговоров западно-европейцы продемонстрировали цену своего гуманизма и джентльменского благородства. На беззащитный город обрушился шквал огня. Бомбардировка длилась 12 часов. По подсчётам русских военных специалистов, всего по Таганрогу было выпущено в тот день 10000 пушечных и ракетных зарядов, в числе которых были разрывные бомбы весом по пять пудов... Горели дома на Греческой и Мало-Греческой улицах, склады лесной биржи, лавки на Соборной площади. Разбиты ядрами здания таможни, почтовой конторы, крепостного госпиталя.
Нет сомнения в том, что в эти жуткие часы людьми овладевали ужас и отчаяние. Но несомненно и то, что этим чувствам в смятенных душах людей противостояла вера, молитва и упование на Господа, от которых рождается мужество - терпение в опасности. Во время начала бомбардировки в Никольском, соборном Успенском, Троицком, Константино-Еленинском храмах совершалась Божественная литургия. Их стены сотрясались от прямых попаданий ядер и бомб, но богослужение продолжалось. Пущенное неприятелем 40-килограммовое ядро попало в соборную церковь с правой стороны алтаря. Совершавшие службу протоиерей Василий Шарков и диакон Моисей Егоров, сохранив спокойствие, продолжали богослужение, произнося молитву о даровании победы православному Императору. Никто из молящихся богослужения не покинул. Совершенно такой же случай произошёл в Свято-Никольском храме во время бомбардировки города 24 июля, десятой по счёту (!), которая была особенно сильной. В стены храма ударило семь снарядов. Два я
дра, засевших в кирпичной
кладке южной стены
, можно видеть и сегодня…
В разгар обстрела 22 мая 1855 года английские матросы и французские пехотинцы высадились на берег в районе Биржевого спуска, Каменной лестницы, Константино-Еленинской церкви и под обрывом у Дворцового (Некрасовского) переулка. Общая численность десанта, по-видимому, превышала число защитников, половину которых составляли необученные добровольцы. Только у Каменной лестницы французов на штурм шло не менее 300 человек. Но солдаты гарнизона, казаки и ополченцы обратили врага в паническое бегство. Удивительно и закономерно: потери защитников в этом бою - один убитый и 14 раненых. Мирных жителей города, в том числе женщин и детей, убито было во время обстрелов несколько десятков человек.
Всего обстрелов города с мая по конец августа вражеская эскадра произвела пятнадцать. Но ступить вновь на таганрогскую землю "храбрые" представители западной цивилизации больше не решались. В августе с берега на выстрелы вражеских корабельных орудий из Таганрогской крепости стала отвечать донская батарея, а гарнизон пополнили пехотная бригада и казачий полк. Но активно сражаться этим войскам не пришлось. Победа, разрушившая планы англо-французского командования, была одержана не столько силой оружия, сколько силой духа православных людей, воинов и мирных жителей, надеявшихся на Господа.
Таганрог
Архимандрит Никон (Лысенко)
|