ШТУРМАН - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗВАНИЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ
25 января - ДЕНЬ ШТУРМАНА ВМФ РОССИИ
День штурмана ВМФ России отмечается с 1997 года на основании приказа Главнокомандующего ВМФ России (от 15.07.96 г. №253 "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности"). 25 января выбрано не случайно. Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Именно в этот день в 1701 году указом Петра I было объявлено: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Так была создана в Москве Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне.
Этот день уже более 300 лет является официальной датой основания штурманской службы российского флота. И если вспомнить указ Петра I (от 20 октября 1696 г.) о создании российского флота: "Морским судам быть", то видно, как близки они по сути и по времени.
Штурман (от нидерландского stuur - руль, man - человек) - профессия, специальность, вид деятельности, профессиональное звание людей, связанных с управлением подводным (подводная лодка), воздушным (самолёт), надводным (корабль, судно) и наземным (гоночный автомобиль) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности.
В России обязанность штурмана впервые введена в 1768 году. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне, на военных судах - офицера, специалиста по кораблевождению. До 1880 года штурманы были особым корпусом офицеров. Но когда было принято решение, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, корпус штурманов был упразднён и выпуск офицеров в него был прекращён. В наше время военных штурманов готовят специальные факультеты высших военно-морских училищ или институтов.
Профессия штурмана корабельного состава, особенно на подводных лодках, является наиболее трудной и ответственной. Прошедшие эту школу офицеры являются основными кандидатами для назначения на должность командира подводной лодки.
Штурман отвечает за навигационную безопасность плавания корабля, прокладывает курс и ведёт счисление пути, следит за исправной работой навигационных приборов. Документирует вопросы штурманской службы в более чем 130 документах. Руководит штурманской боевой частью (сокращённо "БЧ-1").
За пять лет обучения он должен практически овладеть поистине огромными знаниями. В сконцентрированном виде можно выделить лишь основные требования на флоте к нему: знание навигационных методов кораблевождения, правил использования средств навигации, включая астрономические, и умение их применять на практике; умение определить вероятнейшие координаты и элементы движения подводной лодки и оценить их точность; знание теории и практики оценки, обеспечения и контроля навигационной безопасности плавания; умение вырабатывать необходимые для применения ракетного и торпедного оружия навигационные данные с оценкой их точности; выполнять навигационно-тактические расчёты; умение использовать спрограммированные на решение навигационных задач персональные компьютеры.
В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, трёх полуостровов и девяти бухт.
Поздравляя с очередной годовщиной, памятной датой военных моряков-штурманов, находящихся в действующем строю и в запасе, капитанов-наставников, а также руководящий состав судов, хочется пожелать им с достоинством вносить на трудовом поприще весомую лепту в дело своих судоходных компаний. А самое главное - того, что было основой деятельности штурманов всех времён: "Точность плюс точность, аккуратность в квадрате, самоконтроль в кубе!"
Флотских вам семь футов под килем!
Вячеслав АЛДАНОВ,
выпускник штурманского факультета
высшего военно-морского училища,
командир подводных лодок "Б-515",
"Б-546", "К-318" Северного флота,
капитан I ранга
|