ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днём мужчин, которые служат в армии и на флоте. Но большинство граждан России и бывшего СССР рассматривают этот день не столько как годовщину великой победы (отрядов Красной гвардии над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года), а как день защитников Отечества в широком смысле этого слова. Это один из немногих дней календаря, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин поздравления, благодарность и, конечно, подарки.
Военнослужащие флота... Им, кто продолжает выполнение воинских обязанностей в действующем строю, кто находится в запасе, в готовности быть призванным в этот строй по первому приказу, посвящён этот всенародный праздник. За те былые и настоящие заслуги, которые имеют перед людьми и государством.
Добавлю: не только мужчины, но и женщины. В отдалённых закрытых военных гарнизонах, где женская безработица всегда была притчей во языцех, а мужских кадров не хватало и не хватает, женщины, став военнослужащими, давно уже взяли на себя непростые обязанности специалистов береговых служб на должностях старшинского, мичманского и офицерского состава. И даже плавсостава, участвуя в выходах кораблей в море, осуществляя контроль над "подведомственной" корабельной аппаратурой. И, встав в единый воинский строй, оставаясь женщинами, не по-женски творят чудеса мужества и самопожертвования. Многие из них находятся в рядах действующего в России Комитета ветеранов подразделений особого риска.
Кровь стынет и сердце сжимается, когда понимаешь, какие это заслуги. Судите сами.
4 июля 1961 года. При несении боевой службы на подводной лодке "К-19" из-за разрыва трубопровода охлаждения реактора возникла реальная угроза теплового взрыва. Кто мог гарантировать, что взрыв не повлечёт за собой цепную реакцию и ядерный апокалипсис? Нужны были сварочные работы. Но нужны были и Александры Матросовы, которые своими телами закроют амбразуру с бьющими из неё радиоактивными лучами смерти. Первым вызвался идти командир отсека лейтенант Б. Корчилов. "Борис, ты знаешь, на что идёшь?" - "Знаю, товарищ командир". И он ушёл в аварийный шестой отсек вместе с обречёнными на верную смерть старшинами Борисом Рыжиковым и Юрием Ордочкиным, матросами Семёном Пеньковым, Николаем Савкиным и Валерием Харитоновым. Они выполнили работу, спасли корабль и умерли один за другим мучительной смертью в одном из московских военных госпиталей с 10 по 15 июля.
21 октября 1981 года подводная лодка "С-178" при входе в базу Владивосток была протаранена морским рефрижератором ледокольного типа с пьяными экипажем и капитаном на борту. Так гражданская братва отметила начало своего плавания.
С пробитым бортом и открытым рубочным люком лодка мгновенно ушла под воду. Борьбу за людей и раненый корабль с первых секунд, как только лодка достигла дна, возглавили начальник штаба капитан 2 ранга В.Я. Каравеков и старший помощник командира капитан-лейтенант С.М. Кубынин. Выполнив все возможные действия, эвакуировав путём шлюзования торпедных аппаратов людей, оба офицера последними, как требует Корабельный устав ВМФ, из подводного положения выходили наверх. Сердце Владимира Яковлевича остановилось в трубе торпедного аппарата. Сергею Михайловичу "повезло" больше. На поверхности моря он потерял сознание, и его чудом заметили с катера. Врачи поставили диагноз: "Отравление углекислым газом, отравление кислородом, разрыв лёгкого, обширная гематома, пневмоторакс, двухсторонняя пневмония".
В декабре 1984 года командир подводной лодки "К-140" А.Н. Козлов, побывавший в том году уже в двух автономных плаваниях, вынужден был по очередному приказу, без отпуска, снова идти к берегам Америки. После двух недель плавания - инфаркт миокарда. Можно дать радио и вернуться. Но тогда в линии стратегической обороны страны возникает не прикрытая брешь. Принимает решение остаться. Две недели корабельный врач выхаживал его с помощью кислорода из баллончиков спасательного снаряжения, как мог и как учили. Через несколько недель, невзирая на боли в груди, А.Н. Козлов заступает на свою командирскую вахту. Дал радио о своей болезни только за двое суток до возвращения в базу.
3 октября 1986 года вблизи берегов Америки гибла подводная лодка "К-219" - гибрид ракетодрома и подводной лодки, начинённый торпедами и ракетами, ядерными реакторами и атомными боеголовками. Помимо нескольких центнеров прессованного тротила и оружейного плутония, а также урановых стержней, то есть веществ взрывающихся и радиоактивных, он нёс в себе тонны серной и азотной кислот, тонны жутчайшего по своей едкой силе окислителя ракетного топлива - гептила. Всё, как нарочно созданное человеческой цивилизацией, чтобы устроить конец света, под многотонным прессом океана было плотно втиснуто, вбито в отсеки и закачано в баки, перевито трубопроводами высокого давления, кабелями мощных электротоков, магистралями перегретого пара, да ещё с доброй сотней людей.
В результате повреждения одной из ракетных шахт гептил, по сути дела, концентрированная азотная кислота, пожирал абсолютно всё на своем пути - пластмассу, металл, а самое главное - сталь других шахт и прочного корпуса.
Никто не знал, как бороться с такой напастью. Инструкции, составленные, казалось, на все случаи жизни, такого поворота событий не предусматривали. Ядовитый оранжевый туман окислителя полз по отсекам. Уже погибли три офицера и два матроса. Командир корабля капитан 2 ранга И. Британов принимает решение эвакуировать экипаж на российское сухогрузное судно, чтобы не рисковать людьми. Но чтобы не допустить ядерной катастрофы, нужно заглушить ядерные реакторы... И сделать это вызвался 20-летний матрос Сергей Преминин, заплатив за это своей жизнью, уйдя позже вместе со смертельно раненным кораблём и своими пятью сослуживцами в пучину Южной Атлантики.
На корабле остался один командир. Засунув пистолет в карман меховой "канадки", он "торчал" на мостике, окружённый со всех сторон американскими кораблями, ловя на себе взгляды американских биноклей и перископов. И так трое суток. И пока он был на борту, подводная лодка оставалась островком Родины, находилась под её юрисдикцией. Без командира корабль считался бы "бесхозным" и тут же был бы уведён в американский порт. Для этого американцы пригнали океанский буксир. Попытка начать буксировку корабля в открытый океан с помощью сухогруза не увенчалась успехом. Американская подводная лодка специально маневрировала в позиционном положении между лодкой и сухогрузом и своим перископом рвала буксиры. Типичный пример американской "доблести". Командир сошёл с лодки, пересев на плотик, когда до её гибели оставались считанные минуты. И когда лодка скрылась под водой, грёб на своём плотике вслед уходящим спасателям...
В декабре 1999 года на одной из атомных подводных лодок Северного флота, готовящейся к выходу на боевую службу, резко повысился радиационный фон. Контрольные приборы буквально "зашкаливало". Решение командования соединения было однозначное - реактор глушить. Но, чтобы знать причину случившегося, нужно перед этим "прокачать контур", взять контрольные пробы. И это в условиях, когда приборы радиационного контроля показывают фон, в десятки раз превышающий допустимую норму облучения человека. Другими словами, за две минуты, войдя в отсек, можно набрать годовую норму радиации. Защитные костюмы существенно ситуацию не меняют.
Начальник радиационной лаборатории женщина-военнослужащая капитан 3 ранга С.В. Мелихова, зная обстановку, вошла в выгородку реактора. Много ли времени ушло на это? В обычной обстановке, чтобы взять пробы, требуется минут двадцать. А здесь шёл счёт на секунды! О каждой секунде ей сообщали извне, иначе самой не уследишь. Полученная доза? Применяемый ею в работе свинцовый пробоотборник фонил так, что всё вокруг звенело. Потом была санитарная обработка, и ещё два часа офицер С.В. Мелихова проводила, как ни в чём не бывало, работу по обсчёту полученных проб.
Обо всём не напишешь. С 23 февраля 1918 года по настоящее время примеров героизма не перечесть. Действия каждого из военнослужащих в той или иной мере всегда сопряжены с крайним риском для жизни и здоровья. Объяснение этому самое простое: долг перед Родиной важнее здоровья и самой жизни. В подплаве, попадая в самые сложные ситуации, будь то военное или мирное время, смерть не выбирали, её презирали, ради долга на неё были готовы идти сознательно.
Известный писатель-маринист Валентин Пикуль дал такое объяснение: "Для военных людей всегда останется насущным коварный вопрос: ради чего мы живем? Нас превосходно одевают, отлично кормят, нам воздают почести... За что? Чем мы заслужили подобное от государства? Мы живем... лишь ради одного мгновения... да, единого! В час роковой битвы мы обязаны расплатиться с Россией за всё приятное для нашего честолюбия и довольства. Именно в момент боя мы обязаны отдать Родине самих себя - до последней капли крови. И даже тот последний глоток солёной воды, что завершит нашу жизнь, мы должны принять от судьбы как наше святое причастие".
С Днём воинской славы России всех вас, дорогие читатели! Пусть среди прочих поздравлений в кругу друзей звучит традиционное подводницкое: чтобы число погружений равнялось количеству всплытий.
Вячеслав АЛДАНОВ,
командир подводных лодок "Б-515",
"Б-546", "К-318" Северного флота,
капитан 1 ранга
|