Моряки не должны платить деньги

   Как и во всей стране моряки удивляется, что в России подтверждение квалификации требуется через каждые 5 лет и требуют больших затрат времени и денег. Далее мы публикуем интервью журналу «Морской профсоюзный вестник» председателю Северной территориальной организации РПСМ Красноштана Александра Анатольевича. Мнение его поддерживают моряки всех регионов, в том числе и Азово-Донского.

Министерство транспорта России решило преподнести морякам очередной сюрприз, подготовив проект приказа «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов». Можно было бы подивиться заботливости чиновников, ели бы не одно «но». Документ разрабатывался без учета мнения моряков, и фактически слово в слово повторяет ныне действующее временное Положение, к которому у моряков есть множество претензий. Сейчас РПСМ старается отсрочить принятия приказа. Что нужно изменить в «Положении о дипломировании», рассказывает член совета РПСМ, председатель Совета Северной территориальной организации ПСМ Александр Анатольевич Красноштан.

- Александр Анатольевич, временное Положение о дипломировании, которое действует с 1999 года, всегда вызывало нарекание моряков. Почему же новый проект Положения также вызвал бурю протестов?

- Дело в том, что проект «Положения о дипломировании моряков», который так долго ждали моряки, не оправдал ожиданий. Многие вопросы, которые требуют своего решения, оставлены без изменений. Это относится, в первую очередь, к такой процедуре, как подтверждение действительности рабочих дипломов моряков. В предлагаемом проекте Положения количество подготовок и проверок, которые должен выдержать моряк при выполнении этой процедуры, не только не уменьшилось, но и даже увеличилось. Наш Президент А.Д. Медведев проводит политику по уменьшению количества проверок со стороны контролирующих органов, а наши морские чиновники, наоборот, их увеличивают. Есть и другие многочисленные замечания.

Первое же, что следует отметить, это тот факт, что к работе по участию в разработке проекта Положения не были привлечены морские профсоюзы и, в частности, РПСМ. Как могло такое произойти? Рабочие дипломы моряков, а именно о них идет речь, являются документом, который позволяет им реализовать одно из важнейших конституционных прав – право на труд.

В «Положении о дипломировании» государство устанавливает требования, которые должен выполнить моряк, чтобы стать владельцем рабочего диплома. Без выполнения этих требований в море не выпустят. По этой причине морякам не безразлично, каким будет этот документ. Он напрямую их касается. К сожалению, в Министерстве транспорта РФ думали иначе, и разработали проект Положения, не посоветовавшись с теми, ради кого этот документ и создается, то есть с профсоюзом – организацией, представляющей интересы моряков. И это весьма прискорбно.

Информацию о том, что Минтрансом подготовлен проект «Положения о дипломировании», мы узнали из посторонних источников. Председатель РПСМ И. Павлов немедленно обратился в Минтранс и заявил о том, что у РПСМ после ознакомления с проектом Положения есть много своих замечаний и предложений.

Мы считаем, что наши предложения должны обязательно быть учтены.

- Есть ли шанс, что Минтранс прислушается к мнению моряков?

- Мы стараемся сделать все зависящее от нас, чтобы оно было услышано – попросили Минтранс отсрочить принятие «Положения о дипломировании». Сейчас в региональных организациях идет обсуждение этого проекта, выдвигаются предложения о необходимых изменениях и поправках. Хотя полной уверенности в том, что государство не примет Положение без учета наших рекомендаций, нет.

Так, в конце января 2010 года Председатель РПСМ И. Павлов направил в адрес Минтранса предложения профкома плавсостава РПСМ ОАО СМП по пересмотру процедуры подтверждения действительности рабочих дипломов моряков. Надо сказать, что это один из самых болезненных вопросов бытия комсостава флота, особенно, судоводителей. Мы считаем, что с этим вопросом сложилась совершенно ненормальная ситуация. И как же реагировал Минтранс на наши предложения? В конце февраля 2010 года мы получили от них полный отказ без какой-либо серьезной убеждающей аргументации. Они ничего не желают менять.

Мы считаем, что необходима встреча, чтобы стороны могли выслушать друг друга, а не строить свои взаимоотношения с помощью переписки.

- Что необходимо изменить в первую очередь?

- Проблем много, но профком плавсостава РПСМ ОАО «СМП» выделяет одну из самых болезненных проблем – процедура подтверждения действительности рабочих дипломов.

Международная конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты – «ПДМНВ-1978 с поправками» требует, чтобы через интервалы, не превышающие пять лет, моряк подтверждал действительность (юридическую силу) своего рабочего диплома. Одно из требований этой процедуры – подтверждение профессиональной компетентности, то есть квалификации. Проще говоря, каждые пять лет моряк должен доказывать государству, что он не потерял своей квалификации и что она соответствует тем требованиям, которые государство установило для него как для специалиста.

По условиям конвенции «ПДМНВ-1978 с поправками» подтвердить свою квалификацию можно одним из пяти способов, повторяю, конвенция дает возможность подтвердить профессиональную компетентность, выбрав один из пяти способов. Что делается у нас? Наши правила требуют. Чтобы при подтверждении профессиональной компетенции были использованы все пять способов!

Понятно, что каждое необходимое в таких случаях мероприятие требует от моряков много времени и денежных средств. К примеру, в Архангельске только на прохождение повторной тренажерной подготовки и курсов капитану и старпому требуется, как минимум, 5,5 недель. Однако это еще не все. После этого они должны пройти определенное тестирование и выдержать проверку в Морской квалификационной комиссии! И за все надо платить! Как минимум, 7 недель должен потратить на все про все судоводитель, чтобы подтвердить свою профессиональную компетентность и заплатить за это не менее 33 тысяч рублей! Если учесть, что Морская квалификационная комиссия в Архангельске работает только один день в неделю, то мытарства моряков могут длиться и дольше. То есть моряк, потратив свои деньги на обучение, потом еще может ждать неделю, а иногда и не одну, чтобы сдать экзамен.

Многие судоводители у нас живут не в самом Архангельске, а в соседних Северодвинске и Новодвинске. Есть такие, которые живут в провинции. Это сколько же надо денег, чтобы в течение 7 недель мотаться по дорогам пять дней в неделю?! Ну а те, кто живет в провинции, должны будут платить за жилье в Архангельске.

Проект Положения о дипломировании закрепляет существующую систему поборов с моряков. Мы категорически против этого.

Ни в одной стране мира такое не практикуется. Чиновники пытаются оправдать эту абсурдную практику заботой, как они говорят, о «минимизации так называемого «человеческого фактора»». Такая формулировка прозвучала в отказе со стороны и.о. директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А.А. Исаевой на наши предложения. Вот и думайте, что они имели ввиду.

- Но существующая Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года тоже предполагает наличие квалификационных комиссий?

- Конечно, реализовать выполнение многих требований Положения о дипломировании должны именно Морские квалификационные комиссии (МКК). Можно сказать больше, «Положение о дипломировании» как документ не может применяться без разработки «Положения о МКК».

В связи с этим возникает вопрос, как в Минтрансе собираются ввести в действие Положение о дипломировании, если нет «Положения о МКК»?

Много вопросов должно быть посвящено в «Положении и МКК»: состав комиссии и требования к ее членам, регламент работы, экзаменационные и тестирующие программы, система оценок и т.д.

Необходимо определиться с такой новой формой работы МКК, как дистанционные технологии. В Архангельске такое дистанционное тестирование практикуется уже второй год. Моряк находится в Нижнем Новгороде или Новосибирске, а в Архангельске члены комиссии МКК проводят его устное тестирование по МППСС-72, если он судоводитель, или по правилам эксплуатации судовых двигателей, если он механик. В Архангельске видят этого моряка на экране монитора задают ему вопросы и слушают и оценивают его ответы.

- Почему вы предлагаете отсрочить вступление в силу нового Положения о дипломировании моряков?

- Во-первых, мы бы хотели, чтобы подключившийся с запозданием к обсуждению проекта Положения о дипломировании РПСМ имел бы возможность проанализировать предлагаемый проект и внести свои замечания и предложения, которых уже набирается много. Мы бы хотели, чтобы рассмотрение наших предложений произошло при встрече ответственных представителей Минтранса РФ и представителей РПСМ. Для этого необходимо время.

Вообще, разработка такого важного документа, как «Положение о дипломировании моряков» должна была бы завершиться общероссийской конференцией с правлением всех заинтересованных сторон.

Во-вторых, не разработано новое Положение о МКК, которое должно установить, наконец, единые требования и правила работы этого важнейшего государственного квалификационного органа.

В-третьих, Международная морская организация ИМО разработала и приняла проект новой конвенции ПДМНВ-2010. Осталось только принять его на международной дипломатической конференции, которая соберется в Маниле в июне этого года. Конвенция ПДМНВ-2010 должна вступить в силу в 2012 году. Она не пересматривалась более 30 лет. Накопилось много вопросов, связанных с развитием международной морской отрасли. Жизнь поставила новые вопросы, на которые надо реагировать и международному морскому сообществу.

Мы предлагаем подождать, когда появится утвержденный странами текст конвенции ПДМНВ-2010, чтобы можно было внести изменения в текст «Положения о дипломировании моряков», связанные с появлением новых требований конвенции.

Можно будет в связи с этим назначить дату вступления в силу нового «Положения о дипломировании моряков» – 2012 год.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz