ТАЙМ-АУТ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ
Под председательством вице-премьера Сергея Иванова 17 сентября в Ростове прошло совместное совещание членов Морской коллегии при Правительстве РФ и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. Обсудить водные проблемы в город-порт пяти морей съехались 20 представителей Совета Федерации и Морской коллегии. Накануне предполагаемые на совещании вопросы вице-премьер обсудил в личной встрече с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом. Среди главных - о совершенствовании системы управления речными портами и нормативно-правовом обеспечении их деятельности.
В первую очередь это проблема неясности в условиях передачи речным портам неприватизированного государственного имущества - причалов, хозяйственных построек и рейдовых судов. Сегодня порты платят за них непомерную арендную плату, а транспортные организации, которые многие годы пользовались этими объектами, в правах собственников замещаются посредниками. До сих пор не ясен вопрос с портовыми границами.
Открывая совещание, С. Иванов сказал:
- Принятый ещё в 2001 году Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не дал ответа на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и бизнеса. В частности, не определён порядок передачи госимущества в аренду. По большому счёту, в речном порту у нас до сих пор нет настоящего хозяина. Так называемые конкурсы на аренду в портах, как правило, выигрывают посреднические фирмы, не осуществляющие перевозок и не имеющие собственных мощностей и судов. Они сдают портовые мощности в субаренду и делают на этом лёгкий бизнес. Поэтому в речных портах заваривается такой бульон коррупции.
В этой связи Минтрансу России рекомендовано, с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, при подготовке концепции реформирования системы управления внутренними водными путями предусмотреть разработку комплекса мер по совершенствованию управления речными портами, обратив особое внимание на разделение административно-властных полномочий и хозяйственных функций. Обсуждалась возможность снижения ставки налога на имущество в речных портах, перевода земель, занимаемых речными портами, в особую категорию.
К проекту концепции, до её внесения на рассмотрение Правительства РФ, решено ещё раз вернуться на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в первом квартале 2009 года. В решении одного из ключевых вопросов развития воднотранспортного комплекса в Азово-Донском бассейне взят тайм-аут на размышление.
На другой день на совместном совещании советов Некоммерческого партнёрства "Водный транспорт Дона" и Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, где шла речь о завершении навигации-2008 и сроках навигации-2009, в частности, решено принять активное участие в дальнейшем обсуждении проблем, затронутых на совещании членов Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и Морской коллегии при Правительстве РФ, - с учётом высказанных участниками Совета предложений.
Протокол заседания доступен на сайте Протокол № 84/45 "Водный транспорт Дона".
|