ФРЕГАТЫ
Азовский поход 1695 года окончательно убедил Петра Iв том, что без наличия флота ему не овладеть даже сравнительно слабой приморской крепостью. И в апреле 1969 года на воду - в 15 верстах от впадения реки Воронеж в Дон - был спущен первый парусно-гребной фрегат "Апостол Петр".
Вид бесшумно скользящего по волнам корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным. Как утверждают французы, в мире есть три прекрасных зрелища -скачущая лошадь, танцующая женщина и корабль под парусами.
В XVIII веке в британском флоте появился класс боевых судов, вскоре получивший широкое распространение в различных странах мира. Речь идет о фрегатах - трех-мачтовых кораблях с одной закрытой батарейной палубой, обладающих большой скоростью хода.
Слово "фрегат" происходит от латинского глагола "fregi" - "ломать", "сокрушать". Первенцем этого класса парусников принято считать 379-тонный "Констант Юр-вик": он был построен в 1646 г в качестве приватира - торгового судна, приспособленного для каперсных операций. Когда в 1649 г фрегат был куплен для нужд военно-морского флота, его артиллерийское вооружение усилили - к 30 существующим орудиям добавили еще 12 пушек, установленных на шканцах. Так сложился тип классического фрегата - корабля с прямыми парусами на всех трех мачтах и двухъярусной батареей по одной закрытой верхней палубе.
Фрегаты оказались идеальными стражами морских торговых путей и охотниками за пиратами. Неудивительно, что число таких кораблей в военных флотах неукоснительно росло. Английские, голландские, а вслед за ними и русские корабелы (корабельные мастера) строили фрегаты средних размеров.
"Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек", - заметил А. С. Пушкин.
Созданный в немыслимо короткий срок (практически за год!), вобравший всё самое передовое из голландской и английской кораблестроительных школ - российский флот уже через два столетия после знаменитого указа Боярской думы "Морским судам быть!" стал одним из лучших в Европе. Именно флот Петр I назвал своим любимым детищем. Видя в нем главное свиде-тельтво того, что изолированность и вековая отсталость России канули в прошлое...
Петр I создал флот для потрясения владычества турок на морях Азовском и Черном. В 1696 г свершился Азовский поход - новопос-троенный флот состоял из 2-ко-раблей, 23-х галер (или каторг) и 4-х брандеров. Также велено было изготовить для государевой службы 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов.
Первый фрегат "Аростол Петр" (34,4 м длиной и 7,6 м шириной, с 36 пушками и экипажем 103 чел.) был построен по чертежам и при участии "искусного мастера галерных строений" датчанина Августа (Густава) Мейера, ставшего впоследствии командиром второго такого же 36-пушечного корабля "Апостол Павел".
Россия придерживалась европейской классификации морских судов -петровские фрегаты относились к кораблям 4 ранга (фрегаты для разведки и самостоятельных действий на морских коммуникациях (25-44 орудий).
Игорь Карасёв, капитан фрегата "Атаманский", историк, хранитель традиций
|